«DOXA» − журнал о проблемах университета и современной академической среды. Вот несколько выдержек из беседы корреспондента Германа Нечаева с Борисом Акуниным о современном российском обществе и вопросах образования.
Борис Акунин: «Главное мое разочарование в жизни − осознание того, что нас, людей, очень плохо учат жить на свете. 99,9% живут и умирают, так и не поняв, для чего они родились. Многие даже и не пытаются в этом разобраться. Это ужасно − и для личности, и для общества. В результате мир населен людьми, которые чувствуют бессмысленность или малоосмысленность своего существования. Самая распространенная психотерапия: «Я живу ради своего ребенка – пусть он будет счастливей меня». Ребенок вырастает, тоже ни черта не понимает про себя и передает эту мантру эстафетой: «Пусть мой ребенок будет счастливей меня».
По моему глубокому убеждению, смысл каждой отдельной жизни в том, что всякий, без исключения всякий человек представляет собой потенциальное сокровище. Он может делать нечто ценное лучше всех на свете. И главная, стратегическая задача образования/воспитания заключается в том, чтобы помочь человеку найти в себе этот клад.
Традиционное образование ориентировано главным образом на то, чтоб сделать подрастающего гражданина беспроблемным для общества. Это, конечно, важно, но это все равно что драгоценными книгами растапливать камин.
Представьте себе страну, в которой живут только состоявшиеся люди. Им нечего делить, нечему завидовать, и они все относятся друг к другу с уважением. Потеря каждой жизни – огромная, невосполнимая утрата. Незаменимы все. И поэтому человеческая жизнь стоит очень дорого. Конечно, такая страна − утопия, но это утопия, к которой имеет смысл стремиться. Потому что даже половина, четверть, десятая часть пройденного пути уже будет для человечества огромным рывком.
Приоритетность педагогики − отличная национальная идея, потому что у всех есть дети: у либералов, у государственников, у любителей радио «Шансон», у завсегдатаев филармонии. И все хотят, чтобы их дети были счастливы. Построить образовательную систему, способную реализовать эту гигантскую задачу, способно только государство.
Если говорить не о прекрасном будущем, а о современной школе и практически осуществимых целях среднего образования, то главная образовательная цель учителя − не вколотить в школьника некий объем знаний, а вызвать интерес или пускай даже просто любопытство к предмету. Существует и другая цель, подготовка к реальной жизни: базовые знания о собственном теле и здоровье; о самоанализе и саморазвитии; о психологии взаимоотношений; о социабельности. Эти вещи − самое главное, что каждому пригодится в жизни. И этому, увы, нас совсем не учат или учат недостаточно.
Я очень хорошо отношусь к расширяющимся возможностям онлайн-образования. Неравенство было и прежде, оно никуда не делось. Дети из социальных «верхов» или столичных семей в любом случае находятся в привилегированном положении. Это ненормально, но тут без коренной перестройки общества ничего не изменишь. Однако новые формы образования дают мотивированным молодым людям новый шанс. Что в этом плохого?
Патриотизм – штука хорошая, но насильно в горло его запихивать не нужно, а то вырвет. Это ведь про любовь, а она казенной, государственной не бывает, и навязать ее невозможно. Болтовня про любовь тоже не работает. А еще мне кажется, что любовь к родине возникает не из-за гордости за былые успехи, а скорее из сочувствия и жалости. Потому что гордость только раздувает щеки, сочувствие же побуждает к действию, вызывает желание защитить, помочь, спасти». Фото: © shoizdat.com.