Рассекречены факты о присуждении Солженицыну Нобелевской премии

Кандидатура Александра Исаевича Солженицына, получившего в 1970 году Нобелевскую премию по литературе, была выдвинута на эту награду еще с 75 претендентами. Обнародованные 10 мая Шведской академией архивные документы свидетельствуют о непростом выборе Нобелевского комитета.

«В 1970 году в седьмой раз на премию был выдвинут и Владимир Набоков. Однако дальнейшего обсуждения его кандидатуры не последовало. «Предложение было отклонено ранее», − коротко пояснил комитет.

Списки номинантов держатся в секрете пятьдесят лет. Среди имен в обнародованном в понедельник списке бразильский писатель Жоржи Амаду, аргентинский прозаик, поэт, публицист Хорхе Луис Борхес, немецкий писатель Генрих Бёлль, швейцарский писатель и драматург Макс Фриш, немецкий писатель Гюнтер Грасс, английский романист Грэм Грин, шведские литераторы Эйвинд Юнсон и Харри Мартинссон, итальянский писатель Альберто Моравиа, чилийский поэт Пабло Неруда, французский автор детективов Жорж Сименон, норвежский поэт и прозаик Терьей Весос.

Перед окончательным голосованием Шведская академия обсуждала кандидатуры австралийского писателя Патрика Уайта (1912-1990, лауреат Нобелевской премии по литературе 1973 года «за эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк»), англо-американского поэта и драматурга Уистена Хью Одена (1907-1973), чилийского поэта Пабло Неруды (1904-1973, лауреат Нобелевской премии по литературе 1971 года «за поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе душу и судьбу целого континента») и французского писателя Андре Мальро (1901-1976).

Кандидатуру Александра Солженицына предложили шесть человек, имеющих право выдвижения на литературную премию. В том числе профессор Калифорнийского университета в Беркли и специалист в области романских языков Яков Малкиел, который предлагал Солженицына еще годом раньше. В своем письме от 19 декабря 1969 года он отмечал, что выбор писателя «станет логичным» и что «художественная репутация» Солженицина «чрезвычайно выросла» благодаря публикациям двух его больших романов («В круге первом» и «Раковый корпус») как на Западе, так и в СССР, где их читали в самиздатовских копиях.

Александр Солженицын в 1970 году, фото: © Jacques Haillot / Sygma / Corbis.

Профессор истории литературы университета Умео Магнус фон Платен (Швеция) в своей мотивировке подчеркивал, что Солженицын достоин премии потому, что «с одной стороны, он необыкновенным образом развил классическую повествовательную традицию, а с другой − выраженная в его произведениях моральная позиция полностью соответствует требованию идеального, связанному с этой премией». «Еще одно соображение, которое, конечно, не играет здесь никакой роли, но в моих глазах является значимым, состоит в том, что Нобелевская премия сделала бы его положение более надежным, по крайней мере в долгосрочной перспективе», − заявил он.

Однако член Шведской академии поэт Артур Лундквист, получивший в 1957 году международную Ленинскую премию «За укрепление мира между народами», сомневался в художественных достоинствах произведений Солженицина и при обсуждении поставил кандидатуру Солженицына на третье место среди вышедших в финал претендентов – после Неруды и Уайта. «Я хочу поставить под вопрос то, о чем в целом − в его случае − не говорится, а именно художественную ценность его произведений. Считаю неоспоримым то, что его форма романа продолжает традицию реализма XIX века и на фоне давно уже развивающейся как западноевропейской, так и американской и латиноамериканской романной формы предстает достаточно примитивной и неинтересной. Даже передовые критики утрачивают художественный подход под неимоверным впечатлением от его материала. Когда же вызванная политическими, гуманитарными и другими соображениями шумиха вокруг произведений уляжется, наверняка, начнется переоценка его литературных заслуг», − написал он в своем заключении.

В первый раз кандидатура Солженицына была выдвинута на Нобелевскую премию в 1969 году и уже тогда Нобелевский комитет отмечал, что писатель действительно достоин награды. В Шведской академии также обсуждалось и то, как премия может отразиться на судьбе писателя в СССР и не подвергнется ли он из-за нее новым преследованиям. В связи с этим постоянный секретарь академии Карл Рагнар Гиров связался с послом Швеции в Москве Гуннаром Яррингом и попросил его сообщить на этот счет свои соображения. В частной беседе с Гировым Ярринг сказал, что, по его мнению, присуждение премии не должно было иметь для Солженицына особо драматических последствий, даже если власти этому и не обрадуются. При этом посол не исключал, что из желания подтвердить позицию лояльного советской власти гражданина, пусть и не разделяющего ее основные установки, в существовавших на тот момент условиях Солженицын мог добровольно отказаться от премии. Это мнение Ярринга Гиров также изложил в своем комментарии.

Получение А. Солженицыным Нобелевской премии в 1974 году, фото: © Getty Images

Кандидатуры на Нобелевскую премию имеют право предлагать члены Шведской академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты премии предыдущих лет и председатели писательских организаций. Каждый год в октябре академия рассылает 600-700 приглашений своим коллегам из разных стран, чтобы они предложили кандидатов на премию. Сделать это нужно до 31 января, чтобы Шведская академия в течение весны смогла выделить в этом списке сначала 20 наиболее достойных писателей, а потом сократить его до пяти. За лето члены академии еще раз должны ознакомиться с творчеством номинантов, чтобы обсудить их кандидатуры осенью». Отсюда.

Фото: © Jacques Haillot / Sygma / Corbis, © Getty Images.
This entry was posted in Книги, Критика and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.