20 января в Париже скончался известный художник Борис Абрамович Заборов (1935-2021). Он родился в Минске, в 1954 году окончил художественное училище, затем продолжил образование в Ленинградском институте имени И. Репина (1955-1958) и в московском институте имени В. Сурикова (1958-1961). В 1961 году Заборов возвращается в Белоруссию, но в советской живописи не видит для себя никаких перспектив. Портреты ударников производства и партийных вождей вызывают у молодого художника отторжение. Для заработка он выбирает книжную графику. Иллюстрациями Бориса Заборова оформлены издания А. Пушкина, Ф. Достоевского, У. Шекспира, О. Уайльда, Я. Купалы, Я. Коласа и других авторов. В шестидесятые-семидесятые годы художник жил и работал в Минске, помимо графики занимался созданием костюмов и театральных декораций. В 1980 году эмигрировал во Францию. После переезда почти полностью переключился на станковую живопись, создал большое количество картин, вдохновленных старинными фотографиями. О взглядах художника вы можете подробнее прочитать в статье из нашей регулярной рубрики «Художник говорит».
«С первых минут встречи с Парижем я понял, что этот город мне чужой, я ему чужд. Я − чужак, вторгнувшийся на чужую территорию. Таковым себя ощущаю и сегодня, спустя годы жизни во Франции. Безусловно, в меньшей степени, нежели раньше. Но «своим» я никогда здесь не стану. Собственно, с какой стати я могу стать своим в географии, где не было моего детства и юности, где нет мною хоженых дорог, нет реставрируемых памятью запахов молодости и, наконец, родного языка.
Мне известно утверждение (справедливое), что свободу надо искать в себе, а не вовне. Но знаю на своем опыте, что этот путь к себе пройти легче, если внешнее окружение не вторгается в твой личный мир. Но «душа должна трудиться». Ибо путь к самому себе − путешествие не скорое и не увеселительное.
В нынешнем, порочно-декадентском обществе художника поджидают бесчисленные искушения. Сегодня человеку, художнику в частности, чтобы не погибнуть меж сладкоголосой Сциллой массмедийной пропаганды так называемого «современного искусства» и Харибдой коммерческого разврата этого же «искусства», есть только одна возможность − привязать себя канатами нравственности к собственному позвоночнику. Трудно себе даже представить масштабы финансово-коммерческой пирамиды «современного искусства», которая за последние десятилетия вознеслась выше Эйфелевой башни. Будь это дело рук коммерсантов, публичных торгов и разного рода дилеров, все было бы просто и понятно. Будущее культуры − не их приоритетная забота. Тревожно и тоскливо как раз то, что государственные институты и культурные организации на всех этажах, музеи и патроны выставочных залов, большая часть массмедиа активно и солидарно поддерживают этот разрушительный процесс дегуманизации искусства. Безусловно, пирамида «современного искусства» рухнет, и не позднее 2023 года. Рухнет, как рушились и рушатся сегодня казавшиеся нерушимыми политические, социальные, финансово-экономические структуры. У культуры свой гамбургский счет. Войти в нее можно только с парадного портала, черного хода у культуры нет».
Из интервью с Борисом Заборовым.