Портрет Пушкина

В 1827 году барон Антон Дельвиг заказал Оресту Кипренскому портрет своего друга А. С. Пушкина. В июне-июле того же года Пушкин позировал художнику во дворце графов Шереметевых на набережной реки Фонтанки, 34 (сейчас это − Фонтанный дом). Пушкину портрет понравился, хотя он и заметил в своем известном стихотворении, что «это зеркало мне льстит». Однако некоторые современники были другого мнения. Например, Карл Брюллов (по словам Тараса Шевченко) критиковал работу Кипренского, который якобы изобразил Пушкина не поэтом, а «каким-то дэнди». (Видимо, за позу со скрещенными руками, длинные ухоженные ногти и небрежно наброшенный на плечи клетчатый шотландский плед − этой деталью художник символически обозначает связь Пушкина с Байроном, кумиром эпохи романтизма). Журналист и историк Сигизмунд Либрович писал, что люди знавшие Пушкина считали этот портрет недостаточно передающим характерные черты «африканской породы», унаследованные поэтом от его прадеда Ганнибала, но отмечал: «Зато работа Кипренского наиболее приближается к тому идеальному изображению, какового… ищут обыкновенно поклонники поэта». Согласимся и мы с этим мнением. Добавлю, что «Портрет А. С. Пушкина» кисти Кипренского экспонировался в 1827 году на выставке Императорской Академии Художеств, а затем находился в доме заказчика. В 1831 году, после смерти Дельвига, Александр Сергеевич выкупил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте. После гибели поэта картина хранилась у Натальи Николаевны Пушкиной, а от нее перешла к их сыну Александру.

Орест Кипренский "Портрет А. С. Пушкина" (1827), холст, масло, 63 × 54 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Стихотворение А. С. Пушкина, посвященное О. А. Кипренскому приведу полностью.

***
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,−
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

(1827)
This entry was posted in Живопись, Поэзия and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.