Весна в творчестве Саврасова

Пейзажи Алексея Кондратьевича Саврасова (1830−1897) отличаются тонким, поэтичным, только ему свойственным восприятием природы. Левитан не случайно так охарактеризовал своего учителя: «Только с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Художник любил русскую весну за ее щемящую и грустную атмосферу, за волнующее чувство пробуждения жизни, часто делал этюды и зарисовки в пригородах тогдашней Москвы − Останкине, Сокольниках, Филях, Кунцеве, Мазилове, Строгине, Братцеве.

Об этом времени хорошо написал Константин Коровин в своей книге: «Учение в мастерской Алексея Кондратьевича Саврасова − одно из дивных воспоминаний моего детства. Мне было всего пятнадцать лет. Мы все, его ученики, − Левитан, я, Светославский, мой брат С. Коровин, Несслер, Ордынский, − мы все так его любили,

Художник Алексей Саврасов

Художник Алексей Саврасов

Его огромная фигура с большими руками, широкая спина, большая голова с большими добрыми глазами − он был похож на какого-то доброго доктора: такие бывают в провинции. Он приходил в мастерскую редко − бедно одетый, окутанный в какой-то клетчатый плед. Лицо его было грустно − горькое и скорбное было в нем. Говорил он, когда смотрел на вашу работу, не сразу, сначала как бы конфузился, чамкал: «Это, это не совсем то. Как вам сказать? Вы не влюблены в природу, в природу, говорю я. Посмотрите, вот я был на днях в Марьиной роще. Дубы − кора уже зеленеет. Весна чувствуется в воздухе. Надо почувствовать, надо чувствовать, как хорошо в воздухе чувствуется весна. Подготовку делайте битумом и потом…» Он останавливался. Поэт-то хотел, чтобы все разом стали поэтами. А мы восхищались и понимали и шли гурьбой писать этюды в Сокольники, Останкино. Другие преподаватели смотрели косо на мастерскую Саврасова. Говорили, что там отсебятиной занимаются, что пейзажисты − ерунда. Саврасов слушал, робко потирал свои огромные ладони, сидел опустив голову, что-то хотел отвечать, но совсем выходило не то, а потом пропадал на целый месяц.

«Ступайте в Сокольники, фиалки уже распустились» − говорил Алексей Кондратьевич. И мы шли, шли каждый день, с пятачком в кармане, и то не у всех, а у богатых. И едва, для экономии, выдавленными красками писали и писали − и что выходило, кто знает? − немного похоже на натуру и очень хорошо. Левитан не ходит в мастерскую, весна. «Где он, − спрашивает Алексей Кондратьевич, − давно его нет. Он, очевидно, влюблен. Это ничего, что не ходит, он там думает».

Я был болен, жил со своей матерью в небольшой комнате, Алексей Кондратьевич навестил меня. Лицо у него было огорченное, видно, что он переживал какие-то страдания, глубокие, душевные. Он был так добр со мной, говорил мне «ты». Надо заметить, что и Сорокин (Е. С. Сорокин − профессор натурного класса в Училище живописи, ваяния и зодчества. − прим. В.Д.) говорил с учениками на «ты», но Саврасов только после долгого знакомства говорил «ты». «Ты не печалься − все пройдет, знай, что главное есть созерцание, чувство мотива природы. Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Молодость счастлива потому, что она молодость. Если молодость не счастлива, значит, нет души, значит, старая молодость, значит, ничего не будет и в живописи − только холод и машина, одна ненужная теория. Нужда в молодости нужна, без нужды трудно трудиться, художником трудно сделаться; надо быть всегда влюбленным, если это дано − хорошо, нет − что делать, душа вынута».

Ниже я собрал тридцать пять картин, этюдов и рисунков Саврасова, связанных весенней тематикой. Произведения расположены в хронологическом порядке. Название и год создания можно увидеть, если навести курсор мыши на изображение. Обратите внимание, что Алексей Кондратьевич нередко работал с натуры в одних и тех же местах, поэтому отдельные достопримечательности могут встретиться вам на картинах и зарисовках разного времени. Также художник неоднократно писал варианты, в которых использовал мотивы и композицию своего шедевра «Грачи прилетели» (1871). Все репродукции взяты из свободных источников и из личного архива. Цитаты взяты из книги «Константин Коровин вспоминает», Москва, «Изобразительное искусство», 1990 г.

Еще по теме: Весна в творчестве Левитана.

This entry was posted in Графика, Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.