Симон де Пюри: «Только искусство и культура обеспечивают человеку прочное наследие»

Simon de Pury, фото: www.de-pury.comАрт-дилер, аукционист и куратор Симон де Пюри (Simon de Pury) − ключевая фигура рынка современного искусства. Более двадцати лет он прослужил в Sotheby’s, где возглавлял его европейское отделение. По инициативе де Пюри аукционный дом провел первые и единственные торги в СССР, где были установлены мировые рекорды цен на советское неофициальное искусство. Например, художественная галерея «Marlborough» приобрела тогда «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина за 220 000 фунтов стерлингов, а общая выручка торгов составила более двух миллионов фунтов. В 1997 году Симон де Пюри основал фирму «De Pury and Luxembourg Art», которая слилась в 2001 с аукционным домом «Phillips Auctioneers», а в результате возник аукционный дом «Phillips de Pury». В 2008 году торговую площадку купила российская компания «Mercury». В настоящее время де Пюри работает как консультант частных и корпоративных коллекций, ведет проекты в сфере современного искусства и аукционы по всему миру. Послушаем мнение арт-дилера о роли коллекционера в современном обществе и о том, как принято работать с клиентами в сфере искусства:

«В конечном счете только искусство и культура обеспечивают человеку прочное наследие. Достижения в других областях, какими бы выдающимися они ни были, забываются гораздо быстрее. Лучшие коллекции хранят отпечаток своего владельца, человека, который собрал все эти произведения вместе. Коллекция, собранная группой людей или даже супружеской парой, никогда не будет настолько впечатляющей, как собрание, где один-единственный человек лично выбрал каждую работу. Поэтому корпоративные коллекции редко бывают такими же хорошими, как частные, разве что когда глава компании единолично принимает все решения или делегирует коллекцию одному человеку, ответственному за нее.

В арт-рынке есть все составляющие люкса, недвижимости и шоу-бизнеса. Но искусство – высочайшая роскошь. Когда ты инвестируешь в искусство, ты можешь позволить себе опираться не только на рациональные критерии, но и на интуитивно-эмоциональные.

Сначала я пытаюсь установить, что нравится клиенту. Показываю книги, сайты, музеи, выставки. Как только я понимаю, что нащупал зону интересов, я подбираю работы с самым высоким потенциалом роста. Я стараюсь вовлечь коллекционера в процесс, разжечь в нем любопытство и жажду. Чем больше растет знание коллекционера, тем сильнее разгорается страсть покупать. Можно работать за процент с каждой покупки, можно работать на постоянном окладе и получать вознаграждение при перепродаже работы. Если через десять лет коллекционер не хочет перепродавать работу, можно оценить ее стоимость у двух независимых экспертов и рассчитать свое вознаграждение исходя из усредненной оценки. Ты имеешь право сказать, что продал работу конкретному клиенту, если у вас в соглашении прописана такая возможность. То же самое и с аукционными результатами. Аукционные дома не имеют права разглашать личность покупателя, если он не предоставил им такое право. Мне повезло: в начале карьеры я работал куратором у барона Тиссен-Борнемиса, не только одного из самых важных коллекционеров своего времени, но и самого открытого публике. В восьмидесятых годах барон был пионером в организации четырех программ по обмену выставками с Эрмитажем, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русским музеем, Третьяковской галереей и музеями московского Кремля.

С расширением всемирного арт-рынка работы могут продаваться и вновь появляться довольно часто. Если произведение искусства сразу перепродается новым владельцем, это может вызвать подозрения у потенциального покупателя: возможно, есть проблемы с его состоянием. С точки зрения рыночной логики показывать коллекцию необязательно. Однако это очень заманчиво для коллекционера — передать на время свои работы в музей, чтобы посмотреть на реакцию критиков и широкого зрителя». Отсюда. Фото: © www.de-pury.com.

This entry was posted in Коллекция and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.