К вопросу о ценообразовании

19-20 мая 2018 года в московском Манеже прошел международный «Synergy Art Forum». В программе мероприятия участвовал глава лондонского отделения исследований в области арт-бизнеса Sotheby’s Institute of Art, профессор Иэйн Робертсон (Iain Robertson). Вот наиболее важные выводы из речи, с которой эксперт выступил перед участниками форума:

Iain Robertson, фото: Sotheby’s Institute of Art«Сегодня рынок искусства обладает одним из самых высоких коэффициентов капитализации. Он вырос за последние пятьдесят лет в более, чем пятьдесят раз! Искусство − товар с символической ценностью, определяющей его рыночную цену. Продается не материальный объект (предмет искусство), а тот символический капитал, которым он обладает, т. е. уникальная и престижная информация, которую он несет, благодаря которой увеличится символический капитал покупателя. Многие бизнесмены включают ныне в свой инвестиционный портфель инвестиции в искусство, требующие знания специфики арт-рынка. Кроме того, роль визуальной коммуникации в мире растет, все больше молодежи нацелено сделать карьеру художника или карьеру в какой-либо креативной индустрии. Цена предмета современного искусства складывается из символической ценности, подтвержденной мировыми игроками арт-рынка и государственными (публичными) институциями. Мастерство художника, стоимость его работы (условно, человеко-часы), декоративность (красота произведения искусства), внутреннее содержание арт-объекта и стоимость материалов потеряли свое определяющее значение.

Среди самых важных игроков арт-рынка, чье одобрение необходимо художнику для того, чтобы росла его символическая ценность на арт-рынке − известные галеристы и арт-дилеры международного уровня (Gagosian, Pace Gallery, Perrotin, David Zwimer и др.), арт-ярмарки (Art Basel, Frieze, FIAC, The Armory и др.), биеннале искусства (Венецианское биеннале, Documenta и др.), выставки в музеях и публичных культурных институциях, выполнение государственных заказов, коллаборации с известными брендами, вхождение в коллекции известных коллекционеров, арт-фондов и продажи на торгах аукционных домов (Sotheby’s, Christie’s). Обычно современного художника «раскручивают» за счет старого мастера. Например, выставляют в известном музее (пример, Такаси Мураками в Версале или музее «Гараж»). Хотя бывают и обратные примеры. Недавно Фонд «Louis Vuitton» в Париже анонсировал выставку «enfants terribles» от искусства Жана Мишеля Баския и Эгона Шиле, которая будет проходить с 3 октября 2018 по 14 января 2019 года. Очевидно, что в этой паре Баския более коммерчески успешный с точки зрения арт-рынка, чем Шиле, но типологически и даже биографически его можно сблизить с Баския, прибавив ему символического капитала и, как следствие, рыночной стоимости. Напомним, что Шиле уже «утверждался» в одной из ведущих арт-институций, когда в ГМИИ им. А. С. Пушкина проходила выставка его работ». Отсюда. Фото: © Sotheby’s Institute of Art.

This entry was posted in Бизнес, Деньги and tagged , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.