Из цикла «Художник говорит».
«В советские годы мы вели замкнутую жизнь в мастерских, никаких выставок и галеристов не было, а единственная галерея была музеем, но никак не коммерческой организацией. Когда я попал за границу, неожиданно вокруг меня завертелась местная интересная жизнь, но я никогда не тусовался ради полезного знакомства. В своем творчестве я никогда не прислушивался к советам, мне это просто не нужно. Наверное, есть молодые художники, которые выстраивают стратегию внутри современного искусства и хотят куда-то попасть, найти свое место. Если художник ориентируется на рынок − это проигрышная стратегия. Это значит, человек с самого начала хочет себя продать, а в этом случае он не будет уникальным и важным. Более того, вообще ориентация на среднеарифметическое, на моду и тренд − это провал. Современен тот, кто несовременен. Во все времена современность глядела назад: греки глядели на египтян, римляне − на греков, Ренессанс глядел и на греков, и на римлян, а все самые дерзкие достижения модернизма были рефлексией на древнее. В мире существует сговор современности и архаики. С одной стороны, я гляжу внутрь себя, с другой − я тоже гляжу на древнее. Для меня важны категории времени. Меня интересует время, в котором не существует прошлого и современности. Меня интересует точка времени, где нет ни старого, ни нового, где нет понятия прогресса, не существует понятия худшего и лучшего. Точка, в которой время мерцает. Точка, которую можно назвать параличом времени.
Для меня искусство − способ проживать жизнь. Если у меня отнять искусство, то мне неинтересно будет продолжать шевелиться. Это даже не наркотик, это способ существования. Форма жизни. Искусством называют совершенно разные вещи. Им обозначают то, чем занимаются творческие люди. Каким должно быть искусство? Оно должно быть разным. Именно из разнообразия и возникает то, что мы называем культурой. Я люблю повторять, что «истина кипариса не убивает истину яблони». Важно, чтобы сообщение и идея, которые художник желает донести, были значительны и оригинальны. И чтобы форма, которую он выбирает, будь то картина, видео, скульптура или перформанс, была адекватна этой идее и лучшим образом доносила ее до зрителя. Искусство должно выражать то время, в которое создается, иначе оно обречено на растворение среди уже бывшего. Художник должен проживать «свое» − не «чужое» − время».
Гриша Брускин, российский и американский художник и эссеист.