Говорит Фабр

Из цикла «Художник говорит».

«Я − просвещенный диктатор, живущий в западном обществе, где искусство − последний оплот диктатуры. Художник должен уметь и быть готовым постоянно совершать острый и ясный выбор, а значит, всегда найдется тот, кто с тобою не согласен. Но это как раз нормально: компромиссы − удел середняков.

Ян Фабр, фото: © Reuters / Getty Images

Я − слуга красоты. Для каждого конкретного проекта каждый раз приходится искать новое пространство: я становлюсь на колени перед идеей − и жду, через что она проявится. Художнику нужно давать деньги, чтобы он мог мечтать, ничего не требуя взамен. В здоровом обществе политики поддерживают людей искусства и защищают тем самым красоту, потому что понимают: это залог того, что общество будет в долгосрочной перспективе здоровым. Это, если хотите, гуманистическая задача. Вот я занимаюсь тем, что создаю прекрасные вещи − когда я говорю «прекрасные», я имею в виду «свободные», потому что красота − это цвет свободы. Красота может быть критической, но она и с этической, и с эстетической точки зрения остается красотой. Если власть это осознает − тем лучше для всех, в том числе и с чисто экономической точки зрения, что доказано историей. Но нами сейчас правят тупицы, полагающие, что лучше дать деньги на военные разработки.

Мне кажется, великое искусство всегда элитарное, и это нормально. Когда ты существуешь в капиталистической системе, такой, как в России или в Европе, этически верно платить художнику много денег, поскольку он дает обществу то, что не способен дать ни плотник, ни политик, − духовную страсть: она, как ни крути, бесценна. Я сам из бедной антверпенской семьи и очень хорошо знаю, что значит, когда у тебя нет денег на поход в оперу. Вместо этого меня ребенком водили в зоопарк и на Рубенса − но не в кино и не в театр. Чтобы как следует изучать искусство, нужно очень много времени − если вы не даете людям такой возможности, искусство еще очень долго будет оставаться элитарным.

Слово «провокация», как мне кажется, вообще неверно используется в контексте современного искусства. Я бы заменил его на более точное и красивое понятие − «образование ума» (evaluation of mind). Моя работа как художника заключается в том, чтобы заставить людей думать и чувствовать по-другому, нежели они привыкли, а еще − исцелить раны, существующие в зрительском сознании. Ты всегда надеешься, что перформанс, инсталляция или текст смогут заставить людей стать более открытыми к другим идеям, людям и религиям, вообще к чему-то новому. Чтобы они наконец смогли бороться с собственной уязвимостью».

Ян Фабр (Jan Fabre) − бельгийский художник, скульптор, театральный режиссер, драматург, сценарист, хореограф.

This entry was posted in Художник говорит and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.