Согласно выводам подавляющего большинства художников и культурологов, современное российское искусство сегодня мало востребовано на мировом арт-рынке. Достаточно вспомнить интервью с Михаилом Шемякиным, Екатериной Деготь и Ольгой Тобрелутс. Но есть и противоположные мнения. Вот, например, как оценивает перспективы интеграции отечественного искусства в международный контекст галерист и куратор Ольга Темникова, совладелица таллинской галереи «Temnikova & Kasela», член экспертного совета 5-й арт-ярмарки «Cosmoscow»:
«Мои коллеги из России любят повторять, что россияне никому не нужны, но я не согласна. Просто надо играть по правилам − входить как молодая галерея, выращивать своих художников. Я знаю российские галереи, которые заходили на международный арт-рынок на уровне bluechip, но чтобы зафиксировать себя на этом уровне с русскими художниками – это достаточно тяжело, если не невозможно. Так что на Западе ожидаются молодые галереи, которые помогут своим художникам вырасти. Ведь их никто не знает, а в России из институций никто, кроме V-A-C, ничего не вывозит. ЦСИ «Гараж» делает свою работу, и я надеюсь, что в течение пяти лет кто-то будет уже знать, что происходит с молодежью. И очень немногочисленные галереи, такие как, например, «Iragui Gallery», обеспечивают участие в ярмарках и тем самым способствуют такому знанию.
Ярмарка – это хороший инструмент для промоушена, но в то же время это лишь один из инструментов, их масса, и, конечно, от самого художника требуется большая работа, чтобы институционально укоренить его карьеру. К сожалению, таким путем никто не готов идти, а потом говорят, что нас не ждут. Но так сегодня устроен арт-мир и арт-рынок. Для большинства европейских галерей российский рынок географически и ментально представляется более открытым и понятным, чем, скажем, китайский. Все понимают, что Россия − страна огромная, и каждый стремится найти свою траекторию. Через секцию «Collaborаtions» мы помогаем осуществить вход среднего звена международных галерей в российскую институциональную систему, плюс стараемся интегрировать их и в художественную тусовку в более широком плане, познакомить с коллекционерами. Пока еще рано делать выводы этого года, всего в секции участвовало семь галерей – «завсегдатаев» «Cosmoscow» из России, Эстонии и Бельгии, которые в свою очередь пригласили восемь иностранных, они все приехали в первый раз, так что о результатах пока еще рано говорить. Кто-то отбыл сразу после закрытия, кто-то остался и успел посмотреть какие-то другие институции и провести какие-то встречи. Были продажи, не все вышли в плюс, но зрелые галереи, как правило, не ожидают, что с первого раза непременно немедленно покрывают свои затраты, – такое возможно, но при определенной подготовительной работе – приехать заранее или провести заранее выставку художника в Москве. Так, например, галерист из Варшавы Лукаш Горчица показывал художников группы «Slavs and Tatars», которых здесь уже знали по «Манифесте», но в основном для новых участников участие в ярмарке – это способ потрогать рынок. Секция «Collaborаtions» была в этом году пробная, что-то мы изменим, но непременно продолжим такую работу, будем и в каждом последующем выпуске «Cosmoscow» «взращивать» несколько иностранных галерей, чувствующих себя уверенно в российском контексте». Полностью − здесь. Фото: © www.viplounge.lv.