Рассказывает питерская художница Ольга Тобрелутс: «Для России галерейный бизнес оказался совершенно новым занятием и все правила и связи, которые западные галереи нарабатывали десятилетиями, нашим галеристам пришлось познавать экстерном. Русское искусство − это сырьевой рынок, если можно так сказать. Русский коллекционер все-таки покупает произведение, которое ему нравится, а не акцию, которая его будет обогащать в будущем. Некоторые западные галереи заключают договора с специализирующими компаниями о выкупе не проданных работ на всех крупных аукционах, создавая художнику отличную аукционную историю. На это в первую очередь смотрят коллекционеры, пополняя свои коллекции. И это уже не совсем художественные произведения, а скорее акции, которые должны расти и увеличивать капитал владельца. Их защищает галерея, поддерживая интерес и контролируя сохранение роста цен на художника. Такие галереи знают всю сеть и они там свои. Естественно и участие в крупных ярмарках в их случае происходит немного по-другому, а не так, как наши галереи, которые просто подают заявки на общих основаниях, рассчитывая на удачу: возьмут − не возьмут. Большая часть отобранных и принимающих участие на ярмарке галерей − это все массовка, по большому счету. Настоящие крупные продажи происходят до открытия и все готовится заранее, ради одного дня, когда приезжает пул крупных покупателей. В этом случае, то есть в случае раскрученности художника, совсем не важно, что он делает, важно, чтобы он был покладистым и не переставал производить продукт. Зная лично Лену Селину и Айдан, я уверена, что психологически они не готовы были так цинично работать, за что я их уважаю. А Марат − он просто из области песни и танца. Но нельзя не отдать ему должное, он создал и содержал площадку, где впервые были показаны многие известные сегодня художники.
Меня радует, что русские галеристы искренне любят искусство и не занимаются махинациями на аукционных площадках, не входят в интернациональную арт-мафию. И именно поэтому нет русских художников в мире крупного современного арт-бизнеса. Зато у нас есть прекрасное искусство, настоящие художественные шедевры и сильные, свободные современные художники. Может быть и хорошо, что наш рынок современного искусства не коррумпирован, натурален, поэтому если посмотреть продажи художников на сайте Artprice.com, то есть и проданные, и не проданные работы. Это естественно и вполне нормально, при условии, что нет поддержки извне и все движется естественным образом. Зато те работы, которые покупают коллекционеры − это гарантировано настоящие продажи, а не сфабрикованные, что делает рынок прозрачным.
А что касается русских кураторов, то это все вопрос этики. Вы знаете, есть негласное правило − никогда не ругать художников. Не нравится − упусти из виду. Не упоминай имени, но главное − НЕ РУГАЙ. Есть некоторые этические принципы, не соблюдая которые многие кураторы закрывают себе дорогу в мир. Как это случилось в начале нулевых, когда целая плеяда современных художников, которые смогли не только заявить о себе в восьмидесятые, пережить девяностые, но и продолжить быть яркими и современными, вдруг наткнулись на полное забвение со стороны русских кураторов. Кураторы вдруг бросились на поиск молодых. С чего бы это? Я хорошо помню, как на конференциях часто можно было услышать из уст некоторых фразу, что у нас нет современных художников и не плохо было бы получить серию грантов на создание школы современного искусства, в которой наконец бы вырастить их. А рядом сотни гениальных, потрясающих художников трудятся, участвуют в международных проектах, или не участвуют, но создают, работают, продолжают творить. Их просто не замечают. Они никому не интересны. Потому что это просто тяжелая ежедневная работа − хвалить и восхищаться, рассказывать о таланте и уме, пересказывать гениальные идеи и находить тех, кто заинтересуется ими и хочет показать на своей площадке. Это не приносит денег, как, например, школа, или биеннале, или строительство очередного бессмысленного центра на государственные деньги. Вопрос не только в этике, но и в искренней любви к своему делу. Вопрос в собственной харизме и таланте, которые могут заинтересовать единомышленников, и они станут беседовать с тобой на одном языке и захотят сотрудничать». Полностью − здесь.