Коллекционирование антикварных произведений искусства в мире все больше напоминает азартную игру, поскольку процент подлинных работ на рынке с каждым годом только уменьшается. Вот одна из последних сводок. Специалисты центра научно-исследовательской независимой экспертизы имени П. М. Третьякова подвели итоги 2016 года, и составили своеобразный рейтинг самых подделываемых русских художников.
Директор центра Александр Чвала заявил: «Один из результатов нашей работы на арт-рынке − привычка покупателей требовать заключение экспертов: сейчас ни один уважающий себя аукцион или ценящий свое имя галерист не предложит клиенту работу без экспертного заключения. В Европе и в США таких экспертов (по русскому искусству − прим. В. Д.) почти нет и многие аукционы или дилеры просто берут работы на основе описаний, провенанса, который очень легко сфальсифицировать. Истории про наследство с чердака умершей бабушки родом из России − самые часто встречающиеся».
А вот слова сооснователя центра Александра Попова: «Более 55% произведений искусства русских авторов при экспертизе оказываются поддельными. Особо популярны среди фальсификаторов Коровин, Левитан, Айвазовский, Шишкин, Саврасов. Коровин занимает первое место, просто потому, что еще при жизни стали появляться его фальшивые работы, и он сам в этом принимал некоторое участие. Он беспокоился о своем сыне-художнике, который был не вполне здоровым человеком, и боялся, что тот останется без пропитания. Поэтому он разрешал ему подписывать некоторые работы своим именем и выдавал их за собственные. Самая большая загвоздка в том, что какие-то из этих работ попали в музеи. Сложно сказать, чем считать такие вещи, подделками? Подделками назвать сложно, просто это не Константин Коровин, это работы его сына Алексея. А сколько я видел поддельных Левитанов: за 8 лет работы нашей экспертизы мы выдали 28 заключений о подлинности, а 86 работ были признаны фальшивками.
Самый простой способ подделки картин − перелицовка. Для этого берут старую, но не очень ценную картину, стирают подпись настоящего художника и подписывают ее именем известного мастера. Это, например, популярный метод подделки картин Айвазовского − кто из его коллег и современников не рисовал море? Другой тип подделок − те, что создаются с нуля. Чтобы подделку нельзя было определить по возрасту холста, мошенники счищают краску со старых картин и пишут по холсту заново. Третий тип − работы, ошибочно приписываемые тому или иному автору. В основном это связано со всякими семейными легендами. Висит на стене картина со времен прадедушки, кто-то когда-то решил, что это Поленов или Айвазовский. Никто ее специально не подделывал, это просто ошибка.
Много поддельных картин приходит с западных аукционов. Кроме известных Sotheby’s и Christie’s есть огромное количество локальных аукционов в Европе и Америке. На таких аукционах нет экспертизы, а правила возврата часто бывают специфическими. Например, если вещь оказалась поддельной, ее принимают обратно лишь в течение недели, а то и не принимают вовсе. Участие в таких аукционах − это удел профессионалов. У любителя на таком мероприятии есть все шансы купить фальшивку. Собрание таких музеев, как Третьяковская галерея, часто сформировано из старых коллекций, которые были собраны еще при жизни художников. Поэтому поддельных вещей там не может быть в принципе».
Но, конечно, и в солидное музейное собрание могут попасть фальсификаты. Александр Попов пояснил: «Подделки или неверно атрибутированные вещи чаще всего попадают в музей в качестве подарков. Какой-нибудь коллекционер решает подарить музею собранные им картины. Они попали к нему из разных источников, и какая-то их часть может быть поддельной или ошибочно приписанной известным художникам. Отказаться от части коллекции, сказав: «Вот за это спасибо, а вот такого нам не надо», музей не может из чисто человеческих соображений. Потом уже музейщики проводят исследование, выбраковывают вещи, которые не стоит выставлять. Все это хранится где-то в фондах, потому что все всё понимают, но и выкинуть их невозможно. Тем более что у музеев обычно нет места и для огромного количества безупречно подлинных картин и зачастую выставляется лишь 5% от всего собрания». Источник.
В целом, по итогам прошлого года НИНЭ имени П. М. Третьякова отмечает рост запросов на экспертизу предметов искусства − живописи, графики, декоративно-прикладного искусства − на 20%, но доля подделок или копий оригинальных произведений искусства остается стабильной на протяжении 8 лет: от 50% до 60% отданных на экспертизу произведений оказываются фальшивыми. Как тут не вспомнить слова Гертруды Стайн, советующей начинающим коллекционерам покупать картины современников, а не мастеров прошлого. По-моему, это единственный правильный выход из сложившейся ситуации…