Что скрывает черный квадрат

  СМИ возбужденно обсуждают очередное «сенсационное открытие» реставраторов Третьяковской галереи, которые обнаружили, что под верхним слоем краски известного полотна Казимира Малевича «Черный квадрат» (1915), содержатся еше две цветные композиции и даже еле разборчивая авторская надпись. Сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина в интервью телеканалу «Культура» так прокоментировала это событие: «Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение – это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, – это протосупрематическая композиция». Воронина также сообщила, что вместе со своими коллегами Ириной Рустамовой и Ириной Вакар ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате», которая считается авторской: «Битва негров в темной пещере».

Мне кажется, что данное «открытие» выеденного яйца не стоит, поскольку ровным счетом ничего не добавляет к нашему пониманию или непониманию супрематического шедевра художника. Разве только прямой авторский диалог Казимира Севериновича с французским писателем и эксцентриком Альфонсом Алле, написавшим в 1882 году картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», позволит отнестись ко всему проекту Малевича с большей легкостью.

А по поводу многократного использования холста для картины, даже говорить смешно: это распространенная практика у многих живописцев, особенно экономных или нуждающихся. Если мы в будущем обнаружим в нижних слоях леонардовской «Джоконды» черный квадрат, позволит ли нам это делать далеко идущие выводы о живописи да Винчи? Уверяю вас, абсолютно никаких. Великие тоже были человеками и умели шутить…

This entry was posted in Критика, События and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink.