Живопись Владимира Гремитских

«Живопись – это страстное молчание…»
Гюстав Моро

Русская школа реалистической живописи имеет славные традиции и высоко ценится любителями искусства. Но, несмотря на широкое распространение в мире электронных средств массовой информации, далеко не все имена выдающихся живописцев доходят до заинтересованного зрителя. Сегодня я хочу рассказать об одном из таких мастеров – талантливом русском художнике Владимире Георгиевиче Гремитских. Вся его жизнь и творчество, практически буквально, уложились в один грандиозный и героический отрезок XX века, называемый советской эпохой. Владимир Гремитских родился 14 декабря 1916 года в Новосибирске, за две недели до убийства Григория Распутина и умер 2 августа 1991 года, за две недели до путча ГКЧП, приведшего к распаду великой страны. В наши дни принято считать, что с приходом социалистического строя свободное развитие искусства в России прервалось. Это не совсем так. Даже в призведениях соцреализма можно проследить находки и развитие художественных направлений предшествующего времени. Ведь не секрет, что многие советские художники учились у таких мастеров живописи как И. Е. Репин, В. А. Серов, И. И. Левитан, А. Е. Архипов, С.В. Иванов, К. А. Коровин. Конечно, эксперименты с цветом, формой и фактурой не особо приветствовались в государственных заказах, но даже в сталинское время существовали жанры, в которых допускались некоторые «формалистические» вольности: лирический пейзаж, натюрморт, книжная (преже всего детская) графика, дизайн. Например, приемы импрессионизма и даже экспрессионизма часто применяли в своем творчестве П. П. Кончаловский, И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов, М. С. Сарьян, А. А. Дейнека. Повезло с учителями и Владимиру Гремитских. С 1932 по 1936 годы он учится в Московском государственном техникуме изобразительных искусств памяти восстания 1905 года (ненешнее МГАХУ памяти 1905 года), у талантливого художника-акварелиста К. К. Зефирова, затем у М. К. Соколова. С 1936 по 1942 годы Гремитских продолжил образование в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, сначала у профессора П. Д. Покаржевского и доцента кафедры живописи и композиции В. В. Почиталова, потом в мастерской Сергея Васильевича Герасимова, который сам являлся учеником выдающегося русского живописца Константина Алексеевича Коровина. Надо отметить, что влияние живописной школы К. А. Коровина хорошо прослеживается как в пейзажах и натюрмортах С. В. Герасимова, так, через поколение, и в работах Владимира Гремитских. Известные художники-педагоги И. Э. Грабарь и С. В. Герасимов выделяли молодого художника, считая его одним из наиболее талантливых студентов на курсе. Впоследствии, Гремитских именно у Сергея Герасимова защищал свой дипломный проект. С августа 1941 года, и вплоть до приказа И. В. Сталина, отозвавшего всех студентов ВУЗов и научных работников с фронта, молодой выпускник воевал в дивизии народного ополчения, которой потом присвоили звание 11-й гвардейской. Позже состоял художником при Военной академии бронетанковых войск, в 1945 году вступил в Союз художников РСФСР, с этого же времени он постоянный участник московских, республиканских и всесоюзных выставок.

Здесь нужно сделать небольшое лирическое отступление. В мире – сотни тысяч художников, иллюстраторов, дизайнеров. Большинство из них умеют рисовать и любят работать красками, зачастую – достаточно виртуозно. Но если разобраться, далеко не все из них владеют искусством подлинной живописи. Да и что это такое – настоящая живопись? Как отличить ее от раскрашенной картинки? Вопрос этот непростой. Еще великий Эжен Делакруа отметил: «Художники, не являющиеся колористами, занимаются раскрашиванием, а не живописью». А известный пейзажист Николай Крымов в своей беседе с учащимися изостудии ВЦСПС в 1939 году сказал: «Живописью называется передача тоном видимого материала. Только глаз одаренного в живописи человека умеет тонко видеть разницу тонов… Так, музыкант, одаренный тонким слухом, слышит разницу меньше полутона. Кто пишет картину тоном и верно передает его, умея при всем разнообразии оттенков сохранить общий тон, тот называется живописцем. Кто плохо видит тон и не может разобраться в тоновых отношениях, тот не живописец».

Вот уже что-то стало проясняться: колорит, тонкие переходы оттенков (раньше говорили – валёров), объединенных общим знаменателем – тоном… Но все же чего-то не хватает… Ах, да! Ведь живопись должна быть одухотворенной! Мало правильно составить композицию, подобрать на холсте верное цветовое решение, нужно еще суметь выявить в природе изображаемого то основное, без чего картина останется только мертвой фиксацией реальности. Ведь Левитан недаром утверждал: «живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами». Поэтому задача настоящего художника состоит не в скурпулезной, фотографической передаче натуры, а в умении почувствовать эту натуру, освободить ее от случайного, мелкого, ожививить свое полотно, используя не только форму, цвет, фактуру, но и собственный темперамент, экспрессию, вдохновение. Иначе говоря – постараться передать свои эмоции и чувства живописными средствами. Может быть в этом и состоит подлинное самовыражение художника?

Живопись Владимира Гремитских полна бьющей через край жизненной энергии. Она проявляется и в масштабных полотнах и в небольших по размеру этюдах, выполненных в технике а ля прима: размашисто, смело, пастозно, но вместе с тем, – удивительно точно по моделированию форм, свежо и звучно по колориту. Владимир Георгиевич чувствовал себя свободно в самых разных жанрах художественного творчества. Среди его работ можно встретить и многофигурные композиции, и портреты, и ню, и жанровые сценки, написанные с натуры в легкой и непосредственной манере. Однако, самыми любимыми темами художника на протяжении всей его жизни оставались: натурный портрет, цветочный натюрморт и пейзаж среднерусской полосы. В этом Гремитских был солидарен с мастерами русской импрессионистической школы: Коровиным, Грабарем, Герасимовым, Почиталовым.

Еще со студенческих лет художник тщательно изучал технику психологического портрета, много рисовал с натуры, моментально схватывая состояние натурщика в многочисленных эскизах и карандашных зарисовках. Подобно Валентину Серову, художник уделял все внимание не тщательной проработке деталей, а точности и глубине образа. Рассматривая сегодня эти работы, поражаешься, насколько живо и мастерски они написаны. В них нет сухой академичности, жеманной искусственности, фальши, желания польстить заказчику или приукрасить действительность. Из своих творческих командировок Владимир Гремитских привозил этюды с портретами доярок, механизаторов, рабочих (цикл «Строительство Куйбышевской ГЭС» (1952), писал председателей колхозов, видных ученых, участников VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Кисти Гремитских принадлежит ряд натурных портретов лидеров советского государства: Л. И. Брежнева, Ю. В. Андропова, маршала С. Ф. Ахромеева, а также большое количество менее официальных работ, среди которых можно отметить образы народной артистки Киргизской ССР Кайыргуль Сартбиевой и писателя Чингиза Айтматова. Даже в портретах простых современников («Девочка в красном» (1960-е), «Таня» (1965), «В ресторане Детинец» (1974), чувстувуется рука большого мастера. Пейзажи и натюрморты с цветочными композициями художник писал в экспрессивной, почти эскизной манере, уверенно работаяв светлых колоритах. Известны многочисленные мотивы и вариации с букетами роз, сирени, флоксов, написанные в разные годы (сравните, например «Розы. Гурзуф» (1960-е) и «Розы. Солнце» (1984). Сохранилось огромное количество первоклассных холстов и этюдов на картоне, сделанных во время пленерных сессий: крымские пейзажи, виды Поволжья, средней полосы России («Зимний день в лесу» (1960), «Лодки на Волхове» (1965), «Мостик» (1986). В каждом из них чувствуется одухотворенность и любовь к родной природе.

На протяжении всей своей творческой жизни Владимир Гремитских активно выставлялся. В настоящее время произведения художника находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея обороны Москвы, в Самарском, Брянском и Башкирском художественных музеях, в историко-художественном музее города Стаханова, в Республиканском выставочном зале Йошкар-Олы, в художественном музее города Находка, в картинной галерее Сальска, в городских собраниях Магнитогорска, Астрахани, Орла, Белгорода, Ярославля, представлены в часных коллекциях. Авторитетная рейтинговая группа «TopArt» заслуженно включила Владимира Георгиевича Гремитских в первую сотню художников, внесших значительный вклад в развитие русской национальной живописной школы. Творчество В. Г. Гремитских знакомо и зарубежным ценителям живописи. Его произведения неоднократно продавались на аукционах Cristie’s и Bonhams в Лондоне. Отдельные работы художника представлены в собраниях коллекционеров Европы, США, Канады, Южной Кореи и Аргентины, а также в музее Хоримицу в городе Мики (Япония). Интересный факт: когда в 1994 году в Москву приехал с рабочим визитом вице-президент США Альберт Гор, по просьбе американской стороны его апартаменты в гостинице «Рэдиссон Славянская» были оформлены четырнадцатью живописными работами Владимира Гремитских. В 2009 году художник был посмертно награжден медалью «Талант и призвание» Международной ассоциации «Миротворец». Более подробно с творчеством этого выдающегося живописца вы можете познакомиться на сайте «Советская живопись».


This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.