В искусство все приходят по-разному. Есть люди, которые не сразу чувствуют свое истинное призвание, тот живительный огонек, что светится у них внутри и не дает им покоя. Иногда на самопознание уходят годы, но в какой-то миг жизнь все же преподносит настоящие сюрпризы и кардинально меняет судьбу человека. Так произошло и с молодой оренбурженкой Викторией Алябьевой. Ее путь к творчеству начался с детской художественной школы, после окончания которой девушка закончила Оренбургский политехнический, а затем и Московский финансово-экономический институты. Более двадцати лет будущая художница не прикасалась к холсту и краскам, работая по специальности крайне далекой от искусства. Например, последним местом службы Виктории было областное Управление Госнаркоконтроля, организации не только суровой, но и малоспособствующей развитию творческого вдохновения. Но, к счастью, пришло время оставить жизнь по приказу и пуститься в свободное плаванье: в 2012 году, после долгого перерыва, Виктория Алябьева снова начала рисовать и писать картины. В скором времени ее трудолюбие и бесконечная вера в собственный талант принесли свои плоды: начинающая художница завершила целый ряд карандашных рисунков, а также несколько десятков холстов, выполненных в масляной технике. Светлым моментом для Виктории стала поддержка известного оренбуржского художника Антона Антоновича Власенко, который не только поверил в ее потенциал, но и помог устроить первую персональную выставку живописи и графики, состоявшуюся в ноябре 2013 года в местном ДК «Россия». Удивительно, как много оригинальных работ создала художница за такой короткий срок! На вернисаже было представлено сорок восемь произведений, среди которых – триптих «Аргентинское танго», поразивший зрителей как своей экспрессией, так и крайне необычными ракурсами. В этих полотнах Виктория применила достаточно сложные композиционные решения, дополненые удачно найденной игрой света и тени, что обеспечило всей серии энергичность и мощную динамику.
Надо отметить, что многие картины Виктории Алябьевой выполнены в «сырой», эскизной технике alla prima, отчего все живописное пространство приобретает некую импрессионистическую легкость. Одно из немногих исключений – удачный во всех отношениях портрет Арины («Девочка с голубыми бусами»), в котором я почувствовал даже что-то суриковское. Сама художница говорит: «Цвет, линия, композиция – это все инструменты. В чем суть? Суть – показать естество. Сейчас очень много искуственного, надуманного… но вернуть человека к его естеству, внутреннему содержанию, к его чувствам, эмоциям – вот этого хочется, этого не хватает сейчас». Своим девизом Виктория Алябьева выбрала формулу: «Дух творит форму», и действительно, живопись художницы полна жизнеутверждающих ноток, позитива и динамики, и это отражается во всем – от стремительных мазков кистью, до той светлой ауры, которую излучают персонажи ее портретов.
Этот свет виден даже в пейзажах Виктории, отдельные из которых («Приглашение»,
«Пробуждение», «Поцелуй солнца» из болгарского цикла 2014 года, или ряд композиций с подснежниками), по духу близки творчеству Клода Моне. Присутствует в работах Виктории и особая философско-религиозная составляющая:
достаточно увидеть ее символический триптих «Терпение», «Смирение», «Свет» (2014), вдохновленный книгой архимандрита Тихона «Несвятые святые», или графический лист «Колокола». Для передачи сложных образов художница стремится использовать минимум выразительных средств, что является хоть и трудной, но похвальной задачей. В этих работах некоторая неопытность художницы сполна компенсируется искренностью, человеколюбием и чувством веры. Виктория убеждена в том, что смысл ее существования в искусстве, приносящем радость и наиболее полно отражающем ее внутренний мир: «Творчество для меня – даже не жизнь, а что-то большее… стихия, среда, в которой мне абсолютно комфортно».
Персональный сайт Виктории Алябьевой – www.victorian-square.ru