Мифы о галереях и галеристах

  Не секрет, что многие любители искусства, коллекционеры и художники не слишком доверяют галеристам, считая их деятельность если не профанацией, то уж точно возможностью легкой наживы на доверчивых покупателях и не менее наивных авторах. Американский арт-консультант Алан Бамбергер (Alan Bamberger) решил помочь начинающим коллекционерам, и тем, кто приобретает предметы искусства, рассказав о том, как устроен арт-бизнес, как правильно оценивать произведения искусства, устанавливать и поддерживать контакты с галереями и прочими структурами, занятыми в продажах. Текст статьи «Мифы о галереях и галеристах, распространенные среди коллекционеров изобразительного искусства» первоначально опубликован на сайте Бамбергера. Автор русского перевода — петербуржский фотограф Сергей Киреев. Итак:

«Миф: Владельцы галерей почти не работают, их жизнь – сплошное развлечение..

Реальность: Фантазии подобного рода часто делают мир искусства очень привлекательным в глазах людей. Они представляют жизнь галериста как череду приемов с их светскими разговорами и прочими атрибутами сладкой жизни. На самом же деле продажа произведений искусства – это такой же бизнес, как и любой другой, а во многих отношениях – и гораздо более сложный. Почему? Потому что, мягко говоря, очень непросто продать товар, который не имеет никакого практического применения, стоимость которого трудно рассчитать и который не нужен человеку для выживания. Конечно, владение предметами искусства дает человеку многочисленные преимущества, но такие преимущества не очевидны и рассказать о них не так уж легко. На содержание галерей требуются значительные средства. Многие галереи не могут выставить одновременно более 20 работ, и с практической точки зрения это не самое эффективное использование пространства. Однако, действуя таким образом, галереи выполняют свою эстетическую функцию, помогая людям понять, что такое хорошее искусство. В таких условиях, владельцам галерей приходится прикладывать двойные усилия – для того, чтобы продажи галерей были достаточны для их выживания, они работают без обедов и выходных, часто прихватывая ночные часы. Вопреки распространенному мнению, галереи это не музеи и не площадки для проведения исключительно развлекательных мероприятий. Если вам нравится то, что вы видите в конкретной галерее, знайте, что ваше участие и поддержка – это то, в чем галерея нуждается в первую очередь, и только деятельная поддержка позволит ей продолжить работу.

Миф: Галереи имеют высокие доходы.

Реальность: Это не так.

Миф: Искусство это хорошее вложение денег, стоимость которого растет год от года.

Реальность: Действительно, искусство это хорошая инвестиция, но, скорее, не с монетарной точки зрения, а с позиции качества вашей жизни. Что же касается возможного роста стоимости предметов искусства – с некоторыми это происходит, с другими – нет. Что постоянно увеличивает его привлекательность, так это удовольствие и удовлетворение, которое вы получаете от факта владения – если, конечно, вы не приобретали его с единственной целью удачно перепродать. Нет вернее способа испортить себе все удовольствие от владения, чем привязать это удовольствие к росту или падению цены на принадлежащий вам предмет искусства.

Миф: Искусство следует покупать только потому, что оно растет в цене.

Реальность: Это ошибка. Создание произведения искусства – это удивительный процесс, в котором соединены воедино воображение, инновации, исследования, постижение, толерантность и непримиримость, отражение и понимание, вопросы и ответы, открытость натуры, свобода самовыражения, свобода эксперимента и многое другое. Соприкасаясь со всем этим, вы получаете позитивный импульс на всю оставшуюся жизнь. Искусство может обогащать, а иногда и менять наши взгляды на жизнь и окружающий мир. Надо только ему позволить…

Миф: Галереи располагают возможностями продавать и перепродавать предметы искусства быстро, без каких-либо затруднений. Ликвидность искусства такая же, как у денег.

Реальность: Это далеко от реальности. С точки зрения ликвидности, искусство скорее похоже на недвижимость. Вы выставляете на продажу предмет искусства точно так же, как предлагаете для продажи дом – в надежде, что в один прекрасный момент некто увидит и купит его. Галереи представляют то искусство, которое, по их мнению, достойно предстать перед широкой публикой и может вызвать интерес у покупателей. И делают это не ради дохода (хотя доход позволяет им держаться на плаву), а ради самого искусства. И вновь, как и в случае с недвижимостью – что-то продается мгновенно, а на что-то не удается найти покупателя месяцами. Но это нормальный порядок вещей, галереи верят в свой выбор. Если же вы приобретаете произведение искусства для того, чтобы перепродать его в будущем, и ваша единственная цель – получить прибыль, вас может ожидать неприятное пробуждение.

Миф: Искусство – это один из видов финансовых активов.

Реальность: Не совсем так. В старые добрые времена, лет сорок назад, искусство было просто искусством. Но однажды какая-то предприимчивая галерея стала продвигать идею о том, что искусство – это инвестиция. И всего за какие-нибудь пять лет эта идея разрослась настолько, что действительно превратила искусство в финансовый актив. По определению, взятому мной на investorwords.com, активом считается «любой предмет, обладающий экономической ценностью, находящийся в частном/корпоративном владении, в особенности такой, который можно перевести в наличные. Примерами являются – наличные, ценные бумаги, дебеторская задолженность, предметы инвентаря, офисное оборудование, недвижимость, автомобиль и другая собственность». Трудности с тем, чтобы в полной мере отнести искусство к классу активов, начинаются тогда, когда необходимо на фактах показать, что стоимость искусства может быть измерена понятными исчисляемыми характеристиками.

Ведь на самом деле, очень трудно убедить людей, что некий объект, созданный при помощи краски стоимостью 100 долларов, размещенной на холсте, купленном за 500, стоит 1 миллион. Он действительно может стоит 1 миллион, но только в умах тех, кто в это верит, и только тогда, когда они в это верят. Кроме того, продать его можно на очень узком рынке, на котором оперирует очень маленькая часть населения, и только при очень специфических условиях. Совсем не так обстоит дело с прочими активами – золотом, акциями, товарами, торгующимися на бирже. Вы по-прежнему считаете, что искусство это финансовый актив?

Миф: Искусство, представляемое в галереях, слишком дорого. Галерея – это место, куда стоит обращаться, чтобы узнать о художниках и их творчестве, покупать же следует там, где это будет дешевле.

Реальность: Вы получаете ровно на столько, сколько заплатили. Преимущества покупки в галерее в том, что там проверен каждый предмет, который предлагается к продаже, там имеется о нем исчерпывающая информация, галерея знает разницу между хорошим и плохим искусством, она предлагает то, чего нельзя купить в другом месте, у галереи часто есть доступ к работам, недоступным широкой публике. И, в отличие от мест, где покупателю стоит быть осторожнее, галерея отвечает за каждый проданный предмет. Есть и другие факторы, о них ниже.

Миф: Любой может определить, чем плохое искусство отличается от хорошего, не только владельцы галерей и профессионалы. Для этого не нужно специальных знаний и опыта.

Реальность: Как бы не так. Способность распознать качество и потенциал в произведении искусства отнюдь не является врожденной. Чтобы ее выработать нужно время, хорошее образование, практика. И в этом смысле вряд ли что-то может быть лучше, чем обсуждать искусство с профессионалами, какими и являются владельцы галерей. Галерея это прекрасное место для того, чтобы научиться видеть и оценивать искусство. Занимаясь этим, вы получаете бесценный опыт.

Миф: Люди заслуживают индивидуального подхода со стороны владельцев галерей именно тогда, когда они в этом нуждаются. Нет смысла заранее договариваться о встречах и назначать время.

Реальность: Очень часто владелец галереи вынужден заниматься одновременно многими вещами. И если вы не крупный коллекционер, вам следует быть более реалистичным в своих ожиданиях. Как в любом другом мире, в мире искусства есть своя иерархия. Для тех, кто находится на верхней ступени в этой иерархии, любая галерея создаст особые условия, и предоставит в распоряжение все свои ресурсы. Но пока вы не на этой ступени, следует играть по тем правилам, которые вам предлагают. Надо также учитывать и с уважением относиться к тому факту, что у любого владельца галереи есть ответственность и обязательства. Так, в момент, когда у владельца есть возможность продать какую-то из работ, именно это становиться для него делом первоочередной важности. Что бы не происходило, он будет сосредоточен на продаже, потому что, как никто другой знает, как быстро может закрыться окно такой возможности.

Миф: Совсем необязательно быть особенно вежливым по отношению к галереям или уважительно к ним относится. Это галерея должна быть таковой по отношению к коллекционерам, просто потому, что они потенциальные покупатели, владеют предметами искусства, потому что они ранее покупали в этой галерее.

Реальность: Как я уже сказал выше, вы постепенно зарабатываете свой авторитет в глазах галереи, так же как и галерея зарабатывает свой в ваших глазах. Как и в случае с отношениями в других отраслях бизнеса, чем более длительными и взаимовыгодными являются такие контакты, тем более «особым» будет отношение галереи к вам: оно будет включать лучшие предложения, специальные цены, приглашения на встречи с художниками, прочие мероприятия, приглашения на специальные акции, встречи с владельцами и персоналом, другими коллекционерами и авторитетными профессионалами, конфиденциальное информирование по интересующим вас вопросам.

Миф: Самое лучшее искусство – это то, которое легко понять. Про остальное можно забыть. На сложное или непонятное искусство не стоит тратить времени.

Реальность: Люди зачастую чувствуют себя не в своей тарелке, когда соприкасаются с искусством, которое не могут быстро и легко понять. Они не решаются задавать вопросы, опасаясь, что сотрудник галереи высмеет или унизит их. Они не могут взглянуть на вещи неформально, в результате срабатывает защитный механизм, который выражается в спонтанной реакции отрицания искусства только потому, что оно непонятно. Люди часто делают так, вместо того, чтобы задать хотя бы самые общие вопросы.

Между тем, ответы на такие вопросы могут вызвать у вас еще больший интерес, а ваше растущее понимание искусства может перерасти в чрезвычайно интересный опыт. Владельцы галерей более чем заинтересованы в том, чтобы ответить на все ваши вопросы, вряд ли что-то им может понравиться более, чем разговаривать с человеком, по-настоящему интересующимся искусством. Поверьте в это. Галереи не для того пришли в бизнес, чтобы свысока относится к тем, кто не понимает искусство. Они здесь потому, что они любят искусство, любят делиться своими знаниями о нем, приглашать людей в это таинственное царство и передавать искусство в руки тех, кто им искренне интересуется».

This entry was posted in Бизнес, Коллекция and tagged , , , , . Bookmark the permalink.