«Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Что это такое? Вы что мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?» Н. С. Хрущев
До 12 декабря 2012 года в ЦВЗ «Манеж» работает юбилейная экспозиция, приуроченная к 50-летию «разгрома» Хрущевым манежной выставки 1 декабря 1962 года. Предыстория события такова: полвека назад в этих же залах была развернута отчетная выставка «30 лет МОСХ», которая к визиту делегации партийных функционеров, во главе с Н. С. Хрущевым, проходила уже несколько недель. Буквально за ночь до посещения, на втором этаже здания (т. н. «антресолях») развесили работы художников-графиков из студии повышения квалификации при Московском горкоме, которой руководил Элий Белютин. Именно творчество «белютинцев» и вызвало гнев Первого секретаря партии, назвавших художников «педерастами» и «абстрактистами». Строго говоря, там не было ни одной работы, которую можно было бы назвать чисто абстрактной. Несмотря на это, делегация устремилась и в залы основной экспозиции, где «досталось» уже картинам Роберта Фалька, Николая Андронова, Павла Никонова, Эрнста Неизвестного. Таким образом, этот визит стал одним из главных событий в обострении отношений творческой интеллигенции с властью в СССР. С разгрома манежной выставки, фактически и закончилась, так называемая, «оттепель» в стране, инициированная тем же Н. С. Хрущевым после XXII съезда КПСС.
Полвека спустя, чиновники из Департамента культуры Москвы, при поддержке Министерства культуры РФ, решили отметить это событие ностальгической выставкой «Те же в Манеже». Сразу скажу, несмотря на громкое название – «тех же» мы на ней почти не увидим. Речь не идет о самих художниках, многих из которых уже нет в живых. Речь об экспонатах. Выставка занимает только павильон, поделенный на три небольших зала, в которых представлены цветные слайды, фотографии и документы того памятного события, среди которых тринадцать живописных работ художников студии Элия Белютина. Оригиналы представлены работами Леонида Мечникова, Бориса Жутовского, Майи Филлиповой, Инны Шмелевой, Леонида Рабичева, Веры Преображенской, а слайды демонстрируют утраченные произведения. На открытии вернисажа присутствовал только один участник скандальной выставки 1962 года — Леонид Рабичев. Примечательно, что никто из «белютинцев» так и не прославился впоследствии, несмотря на столь мощный «пиар». Хотя в советские времена такой разгром вряд ли можно было считать хорошей рекламой. Даже картина Л. Мечникова «Карьер», на которую сгоряча плюнул Никита Сергеевич, фактически осталась не востребованной десятилетия спустя, ни принеся живописцу ни внимания коллекционеров, ни диссидентской известности. Один из залов выставки рассказывает о том, чем занимались художники студии уже после чиновничьего разноса. Например Леонид Рабичев разработал эмблему Аэрофлота, занимался промышленной графикой, Вера Преображенская иллюстрировала учебники по естественным наукам, энциклопедию «Жизнь животных», а Майя Филлипова работала художником на киностудии.
Надо признать, устроители использовали интересные театральные эффекты для оформления сегодняшней экспозиции. Теневые силуэты участников знаменитой выставки нанесены на белую поверхность стены, перед входом. При ярком постановочном свете создается иллюзия, что зрители и художники стоят вместе, а зрительские тени смешиваются с их тенями. Еще одной любопытной особенностью мероприятия является его аудио-оформление. Подходя к картине, зритель слышит бодрый голос Никиты Сергеевича Хрущева, записанный на пленку. Таким образом и полвека спустя, главный советский «искусствовед» комментирует творчество опальных авторов. Увы, сама мини-выставка, устроенная при содействии Московского музея современного искусства, мало соответствует своей грандиозной предшественнице, как по содержанию, так и по значению. Представляет ли она исторический интерес? Несомненно. Зрительский? Едва ли. Скорее, это определенный отзвук, резонанс тех далеких событий, еще одна юбилейная галочка, поставленная в списке проведенных Департаментом культуры мероприятий.