Пикассо давно умер, а имя его живет, причем не только в музейно-аукционном ракурсе. Недавно обратил внимание, как много вокруг предметов, напрямую связанных с именем великого испанца. И спросил себя: а что стимулирует производителей зарабатывать на его имени? Оказывается, маркетологи давно посчитали, что фамилия художника стала почти нарицательной, и имеет индекс узнаваемости в мире приближенный к 90%. По сути Picasso – это уже международный брэнд, весьма привлекательный для бизнеса. Однако использование в коммерческом плане имени Пабло Пикассо является довольно затруднительным, поскольку всеми имущественными и не имущественными правами наследников художника занимается организация Picasso Administration, созданная во Франции в 1995 году. Это акционерное общество контролирует любые формы использования авторских прав мастера, включая не только его имя, подпись, названия и изображения отдельных работ, но даже мотивы творчества. То есть, все производители, использующие в разных формах вышеуказанные элементы авторского права, обязаны официально регистрироваться и выплачивать отчисления, иногда даже с каждой единицы продукции. Некоммерческого использования имени это тоже касается. Сомневаюсь, однако, насколько добросовестно и в полной мере это правило выполняется в некоторых странах за пределами Франции, но это тема юридическая, и требует специального исследования.
Интересно другое: какая все-таки логическая связь присутствует у многих товаров, носящих это имя, с самим художником? Увидел как-то модель свадебного платья (!) одной из российских фирм, которая так прямо и называлась Picasso. Дизайнер был наверное в ударе, когда создавал это чудо: ты так прекрасна в этом наряде, принцеcса моя, как будто тебя сам Пикассо нарисовал! Улавливаете иронию? Про модели автомобилей Citroën Xsara Picasso и С4 Picasso всем известно, как и про парфюмерную линию Паломы Пикассо, дочери художника. В дизайне французских машин, несмотря на смелое название, в общем-то никакой особенной экстравагантности не наблюдается, обычный для очень среднего класса внешний вид, аккуратный и вполне себе буржуазный. Вообще, как-то странно получается: Пабло Пикассо всю жизнь был самым антибуржуазным художником, несмотря на огромное состояние. Сам он говорил примерно так: «я всегда хотел быть богатым, но жить как бедный». Это вполне соответствовало действительности: даже покупая новые дома и замки, он быстро превращал их в захламленные сараи, с чем тщетно боролась его первая (официально) жена Ольга. Показателен случай, когда вселившись в отель на Лазурном берегу, Пикассо сорвал со стен роскошных апартаментов шелковые обои, настолько его раздражала гламурная обстановка. Из всего вышесказанного понятно, что человек он был простой, без светских амбиций и снобизма.
Тем более забавно, когда производители мебели называют типично буржуазные гарнитуры именем Пикассо. А попробуйте связать с этим именем следующие товары: детская коляска, принадлежности для дайвинга, сумка, керамическая плитка, инфракрасный настенный радиатор, перьевая ручка? Чистый сюрреализм, не иначе. Но такие вещи, тем не менее существуют, и носят это громкое имя. Иногда возникает ощущение, что фирменная марка и ее сочетаемость с продаваемым товаром, мало что значат для бизнесменов, а действует магия сдвоенных свистящих согласных, или смутная аура принадлежности к чему-то артистично-высокому. Думаю, что это касается не только деловых людей, а и всех нас, в принципе. Что мешает армяно-русской рок-группе назваться «Дети Picasso»? Наверное, только природная скромность. Но, еще детский поэт Сергей Михалков справедливо заметил, что скромность украшает только скромных людей. И поэтому нет ничего удивительного в том, что маркетинг лучше знает, как распоряжаться знаменитыми фамилиями, и какую прибыль это приносит в конечном счете.