Живопись в творчестве БГ

Борис Гребенщиков - поэт, музыкант и художник

     Многие знают Бориса Борисовича Гребенщикова как автора песен, лидера группы Аквариум, и значительно меньше -   в качестве  художника-примитивиста. Конечно, говорить о  творчестве Гребенщикова-живописца в контексте академического, допустим, искусства – бесперспективно, но и совсем обойти стороной эту грань его таланта нельзя. Одно из первых, скромных упоминаний о делах художественных, появилось у Гребенщикова в 1978 году на  магнитоальбоме «Все братья-сестры», записанном совместно с Майком Науменко, где  прозвучали строки: «Любой твой холст – это автопортрет,  ведь ты – это я…» (Дорога 21). В этом тексте автор, как бы присматривается к роли живописца, но еще cо стороны. Это слышится и на альбоме Аквариума «Акустика» (1982): «Нарисуй на стене моей то, чего нет…» (Сталь), где тут же появляется и другая интонация: «Ты жил, продавая девственницам свой портрет, по рублю в полчаса, тот, что я написал с тебя позавчера.» (Укравший дождь) А уже через два года творческая жажда превращается в призыв: «Дайте мне глаз, дайте мне холст, дайте мне стену в которую можно вбить гвоздь. Ко мне назавтра вы придете сами.» (Глаз) В дальнейшем, немного порефлексировав, певец признается на пластинке «Дети Декабря» (1986): «Я мог бы написать эпос, но к чему рисковать камуфляжем? Мог бы взять холст и кисти, но это ничего не меняет…» (Танцы на грани весны) Видимо меняет, раз к концу бурных восьмидесятых, появляется альбом «Равноденствие», буквально напоенный живописной атмосферой: «Возьми снежно белый холст, тронь его зеленым и желтым, ослепительно синим.» (Иван-чай)

«Те, кто рисует нас, рисуют красным на сером. Цвета как цвета, но я говорю о другом. Если бы я умел это, я нарисовал бы тебя там, где зеленые деревья и золото на голубом.» (Золото на голубом)

БГ. Насыщенная летняя жизнь

   Конечно, на характер тогдашних творческих устремлений Гребенщикова повлияли не только брак с художницей Людмилой Шурыгиной, но и тесные дружеские  отношения музыкантов группы Аквариум с  ленинградскими художниками из группы «Митьки». Александр Флоренский, например, оформил обложку концертного альбома Аквариума «Десять стрел» (1986). Многие атрибуты, вроде бород, тельняшек и митьковского задушевного сленга проявились в имидже участников группы. И судя по тематике живописных работ Бориса Борисовича, митьковская концепция здесь была основополагающей.

В июне 1990 года, в МДМ на Фрунзенской набережной в Москве прошла выставка «митьков», на которой были представлены работы Гребенщикова, Макаревича, Бутусова и других известных российских рок-музыкантов. Автору этих строк удалось на ней побывать. Выставка должна была предварять концерт с участием обновленного Аквариума, и возник некоторый ажиотаж с билетами. В итоге: залы экспозиции представляли собой крайне богемное зрелище. Хиппующая молодежь сидела на полу, что-то напевала, тусовалась, в общем – было не протолкнуться.

БГ. Вожди мирового пролетариата находят в руинах исчезнувшей цивилизации оригинал статуи "Девушка с веслом"

   Чем  запомнилась сама живопись Гребенщикова, так это отсутствием какого бы то ни было стремления к профессионализму. Его произведения – это самый настоящий наив в духе Пиросмани, с  экзотической сюжетной линией. В чем-то образы картин перекликались с саундтреком к фильму Сергея Соловьева «Черная роза – эмблема печали…». Живописный цикл посвященный эпическому ирландскому национальному герою Фер-Диаду приобрел в работах  Гребенщикова фантасмагорическую направленность, слившись со сказочными и библейскими персонажами, а также с образами лидеров советской политической мифологии - Марксом, Лениным и Сталиным. Причем самой сильной стороной полотен музыканта и был этот самый авторский стёб.

     Наконец, в 1996 году БГ записал в Вудстоке сольный альбом «Лилит», на котором выразил свое кредо следующим образом: «Ван Гог умер, Дарья, а мы еще нет. Так что Дарья, Дарья, не нужно рисовать мой портрет. Ты можешь добиться реального сходства, или феноменального скотства, ты все равно рисуешь сама себя, меня здесь нет.» (Дарья Дарья) Ибо, как известно, БГ и есть – тот самый феноменальный, полный противоречий, творческий хамелеон, который никаким классификациям не подвержен.

This entry was posted in Живопись, Музыка and tagged , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.