Сегодня в лондонском Музее Виктории и Альберта открылась экспозиция, посвященная творческому архиву Дэвида Боуи. Он насчитывает более 90 000 экспонатов, поэтому музейные работники построили центр, вмещающий обширную коллекцию артефактов, принадлежавших легендарному музыканту. Среди них: оригинальные сценические костюмы и личные вещи, музыкальные инструменты, рукописные ноты и тексты песен, макеты концертных постановок, рисунки и живописные произведения артиста.
Полный архив Дэвида Боуи был передан в институцию два года назад. Отношения музыканта с Музеем Виктории и Альберта начались еще в 2013 году открытием выставки «Дэвид Боуи − это я». Она произвела фурор и предложила беспрецедентную на тот момент возможность заглянуть в архив Боуи, став самой быстро посещаемой выставкой музея (позже она экспонировалась на одиннадцати других площадках, включая Бруклинский музей и Музей Гронингена). Спустя годы Музей Виктории и Альберта приобрел архив Боуи при поддержке Фонда наследия Дэвида Боуи, Фонда семьи Блаватник и компании «Warner Music Group».
Каталогизация колоссального наследия Боуи заняла почти два года и потребовала усилий шести научных сотрудников, и этот процесс продолжается до сих пор. К счастью, сам Боуи был своим лучшим архивариусом: он вел проектные файлы для каждого альбома, концерта и роли в кино, сохраняя даже самые неожиданные объекты − от фан-арта до мерча. С девяностых годов он тщательно собирал все рабочие материалы, работая со своей командой над выявлением предметов, которые, по его мнению, заслуживали сохранения.
Чтобы объем архива не казался слишком большим, девять мини-экспозиций центра предлагают фантастическую срезку его фондов. Шесть полустационарных секций раскрывают темы карьеры Боуи − творческие личности, футуризм, совместные работы. Три других отсека отведены под сменные экспозиции, созданные в диалоге с более широкими направлениями исследований Восточного музея Виктории и Альберта, а также приглашёнными кураторами.
Как рассказала на предварительном показе каталогизатор архива Эбигейл Уильямс, закулисная работа Боуи удивительно подробно представлена в его бумажном архиве, занимающем более девятисот коробок. Здесь представлены его многочисленные наброски к альтернативным обложкам альбомов «Low» (1977) и «Lodger» (1979), декорации к шоу Зигги Стардаста в лондонском театре «Rainbow» в 1972 году, концепции музыкальных клипов, сценарий фильма «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983), заметки и раскадровки к проектам, которые так и не были реализованы. Многие из них значительно расширены. Например, Боуи планировал экранизировать романы Джорджа Оруэлла «1984» и Дэвида Кидда «Все лошади императора», выпустить концептуальный альбом «Leon» и многое другое. Даже в последние месяцы жизни артист генерировал идеи. Среди последних его больших проектов был несостоявшийся мюзикл «Зритель».
Интересно, что Боуи коллекционировал даже свой мерч. На презентации были выставлены коробки со значками, которые он собирал, как официальные, так и пиратские. Он хранил письма поклонников, кукол, созданных Джимом Хенсеном, украшения и памятные вещи. Размах этой коллекции отражает неиссякаемое любопытство артиста, бросавшего вызов жанрам и направлениям.
У входа в центр расположена мини-экспозиция, посвященная ключевым темам творчества Боуи (это примерно двести экспонатов), а в расположенном сбоку кабинете посетители, записавшиеся заранее, могут запросить до пяти предметов из коллекции музыканта для индивидуального знакомства.






