Лично для меня, центральной и ключевой фигурой импрессионизма – самого яркого художественного направления во французской живописи XIX века, является Камиль Писсарро (Jacob Abraham Camille Pissarro). Он родился 10 июля 1830 года в Вест-Индии в буржуазной купеческой семье, в двадцатипятилетнем возрасте переехал с семьей в Париж, после окончания школы посетил Венесуэлу, где начал брать первые уроки живописи. По возвращении во Францию Писсарро учился в парижской школе Изящных искусств и в Академии Сюиса. Здесь молодому художнику повезло: среди его учителей были такие мастера, как Камиль Коро и Гюстав Курбе. Именно Коро привил своему студенту любовь к пейзажной живописи. Вместе с посещением Академиии, Камиль Писcарро брал уроки у известного французского пейзажиста Исидора Даньяна, уделял повышенное внимание рисунку с натуры. Тем не менее, приверженность Писсарро к реалистической школе живописи была бескомпромиссной: уже с ранних лет он тяготился академическими канонами, основное внимание старался уделять изображению освещенных предметов в воздушной среде, стремился писать и заканчивать свои пейзажи не в мастерской, а прямо на пленэре. Позднее художник сказал о себе и своих коллегах-единомышленниках: «Я никогда не сомневался, что было основой пути, которым мы инстинктивно шли. Изображение воздуха». Сельский ландшафт и виды Парижа — стали главными темами творчества этого плодовитого и талантливого художника. Именно Камиль Писсарро самостоятельно выработал основные принципы, повлиявшие на формирование импрессионизма, и оказал влияние на многих художников-новаторов: Поля Гогена, Эдгара Дега, Поля Сезанна, раннего Винсента Ван Гога. Очевидно, что революционные открытия в живописи XIX века были инициированы открытиями чисто технологическими: в 1841 году англичане изобрели свинцовый тюбик для масляной краски, что было куда более удобно и практично для работы на свежем воздухе. Живописцы стали активно выезжать в пригороды на пленэр. Огюст Ренуар позднее написал: «Без красок в тюбиках не было бы ни Сезанна, ни Моне, ни Сислея, ни Писсарро — ни одного из тех, кого журналисты потом окрестили импрессионистами». Камиль Писсарро был первым и старшим наставником плеяды молодых художников, переносивших на холст чистые, не смешанные цвета, жаждавших обновления реалистической живописи. Несмотря на это, живописец и сам был открыт новым веяниям и находкам. В 1880 году, под влиянием Жоржа Сёра, художник даже ненадолго увлекся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков), но впоследствии отказался от нее. Современники отмечали, что Писсарро обладал волевым характером и невероятной работоспособностью, никогда не падал духом и не изменял своим художественным принципам, даже в те моменты, когда испытывал крайние материальные тяготы: «Работая, я забываю все горести и печали, — писал живописец. — Я даже просто их не знаю. Страдание подчиняет себе только бездельников». Кстати, Писсарро был единственным участником всех восьми выставок импрессионистов. Интересно, что будучи евреем-сефардом по происхождению, Писсарро всю жизнь придерживался крайних анархистских взглядов. И хотя этот факт никак не отражался на его творчестве, известно, что художник оказывал денежную поддержку анархистским деятелям и печатным изданиям анархистов во Франции и Бельгии. При этом в быту Писсарро оставался исключительно мирным и отзывчивым человеком. Он заявлял: «Любое искусство анархично, если оно красиво и исповедует добро». Знаменитые перспективы Парижа, увиденные с верхнего ракурса: Монмартр, бульвар Капуцинок, набережные Сены, улицы и дворцы, – стали по сути визитной карточкой позднего творчества Камиля Писсарро. Эти городские мотивы художник писал, используя виды из окон близлежащих гостиниц. К этому времени его зрение ослабло, и ему стало трудно передвигаться с мольбертом по улицам. Тем не менее, «парижский» период творчества считается одним из высших достижений художника в импрессионистической живописи, благодаря своей свето-воздушной нюансировке и передаче атмосферных эффектов. Умер Камиль Писсарро в 1903 году в Париже, в возрасте 73 лет. «Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят! Все – прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться». Камиль Писсарро