В 2014 году в одной из заметок я упоминал о закрытии художественной ярмарки «Арт-Москва», которая регулярно проходила в залах ЦДХ. Тогда по поводу этого проекта гендиректор организующей ярмарку компании «Экспо-Парк» Василий Бычков высказался весьма категорично: «Надо находить в себе силы завершать убыточные проекты». И вот, в Гостином Дворе открылась очередная, двадцатая по счету, ярмарка «Арт-Москва», на которой теперь продается не только современное искусство, но и антиквариат, мебель и авторские ювелирные украшения. О том, почему это произошло, и насколько оправдана такая смена формата Василий Владимирович рассказал в беседе с корреспондентом издания «Коммерсантъ». Вот выдержки из его интервью:
«На такой эксперимент − соединить антикварное и современное искусство − мы пошли еще в 2018 году в Манеже, когда провели там ярмарку RAAF (Russian Art & Antique Fair). Даже в названии нам хотелось подчеркнуть близость ее формата к знаменитым ярмаркам BRAFA (Брюссель) и TEFAF (Маастрихт), которые в последние годы активно совмещают старое искусство и новое, хотя изначально это были ярмарки антиквариата высокого качества. Судя по прошлогодней «Арт-Москве», у каждого раздела своя публика и свои медийные возможности: о современном искусстве больше пишут, чем о классическом, зато антиквариат привлекает более состоятельных покупателей. Такой симбиоз оказался результативным: становится больше посетителей, публика смешивается − те, кто пришел за старым искусством, приобщаются к современному, и наоборот. Так что мы продолжаем в том же формате и даже добавили раздел «Галерея дизайна», в котором собраны работы мастеров декоративно-прикладного искусства, предметы мебели и интерьера.
О международном статусе ярмарки сейчас можно говорить с натяжкой, но мы от него не отказываемся и при этом учитываем нынешний общий разворот России на Юг и Восток. У нас три зарубежных участника: посольство Нигерии представляет свое собрание произведений молодых нигерийских художников, одна иранская галерея и одна галерея из Праги. Что же касается стран Азии и Африки, то рано или поздно полноценный поворот к этим регионам произойдет, и мы продолжаем искать там новых участников.
У нас запланирована интересная деловая программа − 90 спикеров, 22 мероприятия по темам арт-рынка, коллекционирования, современного и старого искусства, дизайна. А с Агентством креативных индустрий (АКИ), мы запустили долгосрочную программу по продвижению перспективных молодых художников, которые уже получили образование, но пока еще не нашли своих галеристов, не попали на арт-рынок. Экспертный совет АКИ, в который вхожу и я, отобрал пятнадцать таких художников − по три человека от пяти образовательных учреждений. С ними был проведен четырехдневный интенсив, где им рассказывали о важных нюансах арт-рынка − о том, как заключать договоры с галереями, об авторском праве и так далее. Все эти художники будут представлены в специальном разделе ярмарки, их работы можно будет купить, а с другой стороны, к этим художникам присмотрятся галеристы или патроны, которые в дальнейшем смогут с ними сотрудничать, продвигать их на других ярмарках, не только российских, но и зарубежных.
Сейчас мы детальнее интересуемся тем, что они (художники) планируют выставлять. На работы мы смотрим не только с точки зрения соблюдения законодательства, но и с точки зрения возможных аллюзий, которые могут возникнуть у зрителей. Время сейчас непростое, и мы призываем всех участников быть более сдержанными. Мир огромен, галактика смыслов, которыми оперирует современное искусство, огромна − не обязательно ведь лезть в те сферы, где кого-то можно оскорбить, зачем? Сейчас такое время. Если раньше можно было ходить, что называется, по грани, то теперь только до грани».