В декабре прошлого года я уже писал о запущенной чиновниками министерства культуры программе «оптимизации» творческих учреждений, в рамках которой независимые театры сливаются с более крупными, утрачивая при этом самостоятельность. Как это выглядит на практике, тогда рассказывал директор Театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок. Спустя полгода своими мнениями поделились и руководители других театров, попавших под программу слияния.
Александр Коршунов, главный режиссер театра «Сфера»:
«С одной, с нашей, стороны, ничего не изменилось, с другой – изменилось все. Мы продолжаем работать и держаться. Я горжусь нашей труппой. Горжусь нашим зрителем, который поддерживает нас во всем. С другой стороны, это три месяца кошмара, издевательства над коллективом, над театром. Это никакое не объединение, это – разрушение. Если «рациональное использование кадровых ресурсов» – это значит измотать коллектив, наплевать ему в душу, отнять у каждого из нас по нескольку лет жизни, то цель в принципе достигнута.
Никакого настоящего диалога не было и нет, потому что никто не отвечает на самые простые вопросы. Зачем вообще нужно это объединение, в чем настоящая его цель? Почему эта пара? Почему в этой паре мы присоединяемся к другому театру? Мы работаем в два раза больше и зарабатываем в три раза больше. Никакого ответа на эти вопросы мы не получили и не надеемся получить.
Есть у Василия Белова фраза в «Плотницких рассказах»: «… никому не приходила в голову нелепая мысль до основания разломать старый дом, прежде чем начать рубить новый». А здесь получается именно так. Так не создают, так уничтожают.
Процесс объединения, несмотря на наше сопротивление, был осуществлен в рекордные сроки. Это было сделано с нами в 2,5 месяца, вместо заявленных четырех. Когда мы говорим, что наш театр уникален, что это единственный в Москве и в России театр, существующий по принципу сферы, это все не просто слова. К сожалению, те люди, которые это все делают, они не понимают и не могут понять, что для нас это не место работы, для нас это – жизнь. Поэтому мы так отстаиваем свою самостоятельность и независимость.
Мы против разрушения театральной культуры, против неуважительного отношения к творческим людям. Мы за сохранение живого, подлинного русского психологического театра, за уважение к мнению зрителей, за уважение к мнению народа, за сохранение русской культуры. А это все – процесс разрушения культуры, ее достижений, ее основ».
Андрей Любимов, художественный руководитель театра «АпАРТе»:
«Объединение не лучшим образом отразилось на работе театра. Дело в том, что театр «АпАРТе» не сохранил свой репертуар, потому что он не нужен был Театру на Таганке. Артисты театра «АпАрте» перешли на работу в Театр на Таганке. С ними заключены годичные контракты. Руководство театра прекратило свою работу. Здание, в котором был театр, теперь сцена Театра на Таганке. Сцены театра «АпАРТе» не существует. Здесь сложно что-то комментировать, было бы что комментировать, если бы сохранился хотя бы репертуар, как, например, в театре «Сфера». В театре «АпАРТе» ничего не сохранилось…».
Ирина Большакова, директор театра МОСТ:
«Еще рано говорить о том, как отразилось наше новое положение на работе, потому что формальный процесс реорганизации еще не закончен. Он будет завершен только в конце июля. Сейчас идет знакомство с коллегами из Театра им. Моссовета, рассматриваются вопросы практического взаимодействия.
Скажу честно, что, оказавшись совершенно неожиданно лицом к лицу с приказом Департамента культуры о присоединении театра МОСТ к Театру им. Моссовета, мы, конечно, были шокированы. Из приказа совершенно не просматривались какие-либо позитивные логистические мотивы принятого решения, но, при этом, потеря административной самостоятельности явно могла обернуться потерей самых существенных основ, на которых стоит наш театр, сохраняющий уникальные традиции, заложенные еще в легендарном театре Московского университета. И, поскольку гарантии сохранения театра в новом формате не были документально зафиксированы на начальной стадии реализации приказа, было много драматичных, непростых моментов на пути выработки решений, позволяющих прийти к взаимопониманию.
В настоящий момент все важные позиции, связанные с сохранением театра МОСТ, зафиксированы в уставе Театра им. Моссовета. Одна из важнейших позиций – театр МОСТ сохраняется в рамках Театра им. Моссовета как обособленное подразделение.
Сохраняется творческий состав театра, его репертуар, его сотрудники. За театром МОСТ закрепляются его помещения, в которых мы работаем. Сохраняются и основные принципы работы со студенчеством Москвы, связанные с тем, что у нас есть постоянно обновляемые театральные студии для студентов Москвы и наиболее успешные выпускники этих студий получают шанс войти в состав труппы нашего театра. Мы считаем это чрезвычайно важным, так как это наиболее эффективный путь сохранения студийности, так необходимой современному театру. Ощутимый дефицит этого «чистого искусства» постоянно отмечают в своих комментариях наши зрители».