4 февраля Министерство финансов США опубликовало исследование о содействии отмыванию денег и финансированию терроризма посредством торговли дорогими произведениями искусства.
Как указывается в отчете, это связано с особенностями торговли художественными объектами и обеспечением их безопасности. Арт-рынок характеризуется субъективным ценообразованием, легкостью транспортировки и наличием посредников, обеспечивающих анонимность собственников таких объектов. Также при отмывании финансовых средств могут использоваться и новые направления, например − продажи цифровых активов посредством NFT. Конечно, большая часть сделок на рынке искусства происходит вполне легально − через аукционы и частные галереи. Однако, наибольшие риски авторы отчета видят в анонимных сделках с привлечением посредников и онлайн-площадок, на которых продаются цифровые активы. По оценке ООН, на арт-рынке через нелегальные операции выводится примерно три миллиарда долларов в год.
Всего, по данным UBS и Art Basel, глобальные продажи объектов искусства составили в 2020 году около 50 миллиардов долларов, при этом на США, Великобританию и Китай приходится 82% продаж в стоимостном объеме, в том числе на американский рынок − 42% (21,3 миллиарда долларов). Онлайн-продажи составили 12,4 миллиардов долларов, а растущий рынок NFT за три месяца 2021 года принес продаж на 1,5 миллиарда долларов. Впрочем, большая часть сделок на арт-рынке по-прежнему проходит через аукционные дома (20,6 миллиардов долларов в 2020 году). Последние мало подвержены рискам отмывания средств, наиболее же высоки они в сделках при участии посредников, которые могут работать совершенно анонимно, поскольку только банки могут требовать от них раскрытия информации, а клиенты в большинстве случаев сохраняют конфиденциальность − их интересы представляют арт-дилеры.
Как заявляется в исследовании, манипуляции могут происходить также за счет цены − когда заявленная стоимость сильно отличается от реальной, что позволяет вводить в оборот или переводить нелегальные средства.
Произведения искусства могут выступать и надежным способом хранения капиталов, добытых криминальным путем, что позволяет получить доступ к легальным банковским средствам. Более того, арт-объекты могут выступать и в качестве способа сокрытия активов от санкций (в отчете приводится пример ливанского миллионера, финансово поддерживающего движение «Хезболла», которое США причисляют к списку террористических организаций).
Помимо этого, регуляторам сложно отслеживать движение произведений искусства через границы − таможенные органы не обладают квалификацией для оценки стоимости арт-объектов (заявленная таможенная стоимость может отличаться от реальной в сотни раз). Таким образом, произведения могут использоваться и для перемещения капиталов между странами. Как отмечается в отчете, сделки в наличной валюте стали редко использоваться для отмывания средств − это вредит репутации участников рынка (в США необходимо декларировать все сделки, превышающие 10 тысяч долларов).