О том, как изменился мир кинематографа с приходом в нашу жизнь короновируса, рассуждает программный директор «Кинотавра», официальный делегат кинофестивалей в Варшаве и Карловых Варах, консультант кинофестиваля в Эль-Гуне Ситора Алиева. Вот основные выдержки из ее интервью корреcпонденту colta.ru Веронике Хлебниковой. Полностью материал можно прочитать здесь.
«Пандемия не закончилась, и то, как она повлияла и продолжает влиять на кинопроцесс, покажет 2021 год. Пока больше всех пострадал сектор публичного показа: кинотеатры либо работают с минимальной заполняемостью залов, либо закрыты. Сколько из них сумеет открыться вновь и наверстать потери? В том же Берлине около 30% кинотеатров закрылось окончательно, в основном однозальники, ориентированные на арт-кино. Многие премьеры отложены до будущих, более безопасных для публичных сеансов времен, что усугубляет положение площадок, продолжающих работать в формате кинотеатрального проката. Фестивали и кинорынки полностью или частично переместились в онлайн. Фестивалей, которые полностью прошли офлайн, − единицы. Наиболее представительный смотр документального кино IDFA открылся онлайн, так как в это время в Нидерландах действовал запрет на работу кинотеатров, и прошел в гибридной форме. Этой осенью я побывала во Владивостоке на фестивале «Меридианы Тихого» и на крупнейшем форуме арабского мира в египетской Эль-Гуне. Сюрпризом для меня стал мощный рост панарабской индустрии, включая бум сериалов, − во время Рамадана телерейтинги зашкаливают. Почти вся сирийская киноиндустрия переехала в Каир. Сильнее всего впечатляет копродукционная платформа для арабского кинематографа.
Коронавирус дал карт-бланш удаленным сервисам. Карантин ускорил рост подписчиков стриминга. Транспортная революция, то есть изменения в классической схеме «студия − кинотеатр − стример − зритель», началась задолго до пандемии: цепочка стала сокращаться. Сначала Netflix и Amazon наладили производство собственного контента, затем в гонку включились Google (производство фильмов для YouTube Originals) и Apple с Apple TV. Наконец, студии стали запускать собственные стриминговые сервисы. Да, запуск некоторых платформ произошел уже во время изоляции, но работа началась гораздо раньше.
Главным событием стала отмена окна между кинотеатральным и онлайн-релизом. Сначала Universal сократила окно до 17 дней вместо стандартных 75–90. Затем Disney объявила, что выпустит анимационный блокбастер «Душа» сразу на своей стриминговой платформе Disney+. Уже в конце ноября Warner объявила о выходе блокбастера «Чудо-женщина: 1984» одновременно и в кинотеатрах, и на платформе HBO Max. Наконец, 3 декабря компания пообещала выпустить в 2021 году по этой схеме 17 картин, включая «Дюну» и «Матрицу-4». Эта шоковая для индустрии стратегия была объявлена на фоне новостей о скорой апробации вакцин от коронавируса. Можно ожидать, что прибыль Warner сократится и это скажется на производстве фильмов. Но отката к старой модели, где преимущество у кинотеатрального релиза, ждать определенно не приходится.
Преобладает растерянность! Как быть дальше? Как снимать кино, если протоколы безопасности увеличивают бюджеты на 20–30%? В разных странах они разные, поэтому копродукции стали логистически сложнее и затратнее. Зато в канадской провинции Альберта срок карантина при наличии отрицательного теста сократили до двух дней, предусмотрели налоговые льготы, оплату больничных и теперь надеются зарабатывать на съемках американского кино. Как правило, западные продюсеры готовы идти на увеличение бюджетов, лишь бы снимать. В Европе очень рассчитывают на помощь государства. И во Франции, Германии, Великобритании учреждены фонды поддержки. Но возникает вопрос: как выпустить уже готовый фильм? Дальше − больше: как вернуть зрителя в кинотеатр? Особенно на фестивальное кино. Особенно если домашний онлайн-просмотр можно разделить с компанией друзей по цене одного билета.
Тем не менее, едва ограничения ослабли, во всем мире немедля начали снимать. Речь не только о возобновлении отложенных проектов, но и о запуске новых и даже незапланированных. Яркий пример − «Человеческий голос» Альмодовара. Одни продюсеры поддерживают проекты, чтобы позаботиться о людях, дать им заработать, другие − чтобы не потерять уже вложенные деньги, например, в заранее оплаченные локации. За истекший год профессионалы освоили работу в «пузырях» и изолирующее «зонирование» на площадке. Сцены близости снимают через специальное окно, чтобы рядом с актерами находилось как можно меньше людей.
Коронавирус не отменил фундаментальных тенденций, просто о них сейчас говорят гораздо меньше. Повестку определяет феминизация кинематографа. Последний год − это триумф женщин на крупнейших мировых смотрах. Набирает ход и такое явление, как diversity, − во всех смыслах. Тут и новые требования оскаровского комитета к фильмам, и диверсификация проката и контента. Она началась не сегодня, но ее подстегивает новая ситуация взаимодействия разных культур. Контент-менеджеры стриминговых платформ вынуждены ориентироваться на социокультурные особенности расширяющегося рынка, на изменение состава аудитории − этнического, конфессионального, возрастного.
Все-таки вопрос ближайшего будущего в том, как показать уже существующий контент. Важно помнить, что фестивали и дистрибьюторы в 2020 году работали с фильмами, которые были либо полностью готовы до пандемии, либо находились на стадии постпродакшена. Основной удар придется на 2021-й. Прежним маргиналам, уверенно превращающимся в новых мейджоров, возможно, придется чуть легче: ведь значительная доля прибыли камерного кино приходилась на зарубежные и онлайн-продажи, в то время как доходность американских блокбастеров всегда опиралась на национальный кинопрокат. Доступность зрелища, условно говоря, в смартфоне предполагает появление недорогих проектов, разнообразие нишевого продукта, но имиджевый, репутационный контент, безусловно, сохранится. Скорее всего, мы будем наблюдать диффузный процесс с обеих сторон».