Из цикла «Художник говорит».
«У творческих людей есть часто встречаемое заблуждение: «Если я буду достаточно хорош, меня и так заметят». Однако для финансового успеха нужны две составляющие − мастерство и умение рассказывать о себе.
Теперь творческими людьми можно звать не только художников, музыкантов, писателей, актеров или дизайнеров. Достаточно уметь подходить творчески к любым жизненным задачам, будь то ремонт дома или воспитание детей, поиск новой дороги от работы домой или умелое устройство быта. Мыслить творчески − доступно каждому. Главное захотеть.
Самый распространенный миф − то, что мы (художники − прим. В.Д.) вовсе не работаем. А то, что делаем − не составляет для нас никакого труда. Только этим я могу объяснить периодически возникающие просьбы бесплатно «нарисовать картинку». На втором месте миф о музе. Что мы сидим и дожидаемся божественной искры. Вся наша жизнь прямо только и вертится вокруг вдохновения от кого-то там потустороннего. (А пока ее, искры, нет, см. пункт первый − не работаем.) Третий миф, что мы живем в хаосе, беспорядке и вечных муках. Четвертый, что не бывает богатых художников и иллюстраторов.
Как аппетит приходит во время еды, так и вдохновение приходит только в процессе работы. Нужно просто достаточно делать для того, чтобы тебя охватил рабочий азарт. Тогда только успевай записывать идеи и реализовать их. Я сама пока только на пути стать богатой благодаря собственному творчеству, но достаточно давно поняла одну простую вещь − нужно оставаться последовательным. Бить в одну точку там, где у других закончилось дыхание. Быть верным себе и быть готовым к шансам.
Для начала надо научиться считать свои часы. Там же очень простая арифметика. Нужно элементарно посчитать, какие расходы в месяц: квартира, одежда, питание, коммунальные услуги. Эту сумму нужно поделить на количество часов, которые можно отдать работе, чтобы выяснить минимальную (!) стоимость своего часа. Прикиньте, сколько времени займет выполнение заказа, и умножьте на цену своего часа работы. (Не умеете прикидывать, ведите дневник и записывайте траты времени на подготовку, работу, переписку и звонки клиенту). Ниже этой планки стоит опускаться только тогда, когда можешь себе это позволить! Например, когда есть тыл, а проект невероятно интересен. Если нет тыла, то и любая увлекательность проекта стремится к нулю. Вам придется все равно все бросить, чтобы сделать то, за что платят деньги. Увы, это жизнь.
И еще важно помнить, что когда берешься дешевле всех остальных за работу − ставишь сам себе ножку. Обесцениваешь на рынке работу ВСЕХ художников, и, как следствие, свою будущую тоже, не только настоящую. Многие думают, что надо сначала сделать подешевле, чтобы «поставить ногу в дверях», но, как правило, клиенты, которые гоняются за низкой ценой, а не за конкретным стилем и качеством, не приходят во второй раз. А если и приходят, то хотят платить такой же мизер. В общем, работать себе в убыток никогда не стоит − даже начинающему.
«Художник должен быть голодным» − понимается многими дословно. Якобы, комфорт и устроенность развращают художника, лишают его оригинальной мысли. Это все враки, конечно. Если человек голоден − в прямом смысле слова − он только о еде и думает. Пытается удовлетворить первостепенные нужды − против инстинкта выживания не попрешь, и только потом может концентрироваться на чем-то другом. Художник должен быть «голодным» до работы и жаждать новых горизонтов. Но, как правило, он не нуждается в этом напоминании. Поэтому я недолюбливаю эту фразу. Успех должен в первую очередь измеряться внутренними параметрами. Ни публикации в известных сборниках, книгах или журналах, ни успешные выставки и цифра с многими нулями на счету не дадут человеку чувства успешности, если он не ощущает этого внутри себя».
Натали Ратковски − российско-немецкая художница, дизайнер и блогер, автор книг: «Профессия − иллюстратор», «Разреши себе творить», «Рисуй каждый день».