Жанр реалистического портрета переживает непростые времена. Гиперреализм уже никого не удивляет, поскольку это искусство в принципе скучное, и его основная задача − имитировать условный снимок, показывая зрителю степень технического мастерства художника и не более. Впрочем, благодаря специальным принтерам, печатающим на холсте, умельцы и фотореализм наконец обесценили. Психологический портрет еще не потерял своего значения, но занял скромную нишу в традиционном искусстве, где-то между исторической живописью и батализмом. Поэтому современные художники бросились искать новые техники и приемы, способные вернуть интерес к портретному жанру. Как верно заметил Поль Сезанн: «Живопись, как и всякое искусство, имеет свою технику и свои рабочие приемы, но верность тона и удачное сочетание эффектов зависят исключительно от выбора художника».
В августе я написал заметку о творчестве художницы Ани Абакумовой, которая воссоздает фрагменты известных картин из цветных нитей, натянутых на обруч. Метод, безусловно, интересный, но вторичность подхода к творчеству в нем все же прослеживается. А вот американка Кейси Завалья (Cayce Zavaglia) разработала технику ручной вышивки, которая напоминает методы, используемые в классической живописи. Ее работы издалека напоминают традиционные портреты, выполненные маслом, но только вместо мазков художница использует шерстяные и хлопчатобумажные нити. Понятно, что добиться всей гаммы оттенков при помощи ограниченного по цветам диапазона цветной пряжи очень сложно, но Кейси методом проб и ошибок научилась «смешивать» близлежащие стежки так, чтобы визуально они давали нужный цвет или оттенок. Ее живопись нитками куда сложнее, чем живопись маслом, учитывая, что художница не имитирует классические шедевры, как Аня Абакумова, а пишет портреты живых людей − друзей, родственников и коллег. Впрочем, за восемнадцать лет практики Кейси научилась делать это очень здорово. Ниже я поместил небольшую подборку произведений Кейси Завальи, а с другими ее работами вы можете познакомиться на сайте автора. По фрагментами с крупными планами вы также можете судить о степени трудоемкости этих портретов. Все фото: © Cayce Zavaglia.