К семидесятилетию Мартина Скорсезе
Я недавно задумался: работ каких режиссеров больше всего в моей коллекции DVD? Оказалось, на первом месте идут картины братьев Коэнов (есть почти все их фильмы), на втором – Мартина Скорсезе, а на третьем – Эльдара Рязанова. Причем, ленты Итана и Джоэла Коэнов достаточно разноплановые: им удаются и комедии с фарсовой основой («Большой Лебовский») и вестерны («Настоящее мужество») и драматические сюжеты («Старикам здесь не место»). В них есть то, что сближает их с ранними фильмами Рязанова — чуткий психологизм, юмор, замечательная актерская игра, продуманный сценарий. Это тот случай, когда вся картина строится исключительно на диалогах, интонациях, тонкой иронии, парадоксах фабулы. А вот творчество Мартина Скорсезе имеет другую основу. В нем больше натуралистичности, жесткости, мрачного юмора. И тем не менее, картины этого режиссера аутентичны, захватывающи и глубоко художественны. Помню, что первыми фильмами Мартина Скорсезе, которые я записал на VHS-кассету еще в конце 80-х годов, были – «Таксист» (1976) и «Король комедии» (1982). В обоих картинах участвовал гениальный Роберт Де Ниро, ставший впоследствии одним из любимых актеров Скорсезе. Его он снимал постоянно, на протяжении всей своей многолетней карьеры, и только в 90-е годы, новым фаворитом режиссера, увы, стал Леонардо Ди Каприо. Скорсезе, родившийся в 1942 году в семье выходцев из Сицилии, и получивший жизненное воспитание в нью-йоркском квартале Квинс, прозванном «Маленькой Италией», потом самым ярким образом выразил в своем творчестве нравы и дух преступной среды этого района. Мне не очень нравится его ранний фильм – «Злые улицы» (1973), но такие картины в криминальном жанре, как «Славные парни» (1990), «Казино» (1995) и «Отступники» (2006) – считаю почти шедеврами.
И на мой взгляд, самыми удачными фильмами Мартина Скорсезе остаются две драмы: «Бешеный Бык» (1980) и «Казино». Первый фильм был снят по автобиографической книге боксера Джейка Ла Мотты, и получил две премии «Оскар» – за монтаж и мощную, неподражаемую игру молодого Роберта Де Ниро, сумевшего для этой роли набрать 60 фунтов лишнего веса, чтобы явственнее воплотить на экране образ ушедшего на покой боксера. А в криминальной драме «Казино» меня поразила своей игрой Шэрон Стоун, которую я, до этой роли, признаюсь, не считал особо сильной актрисой. Она замечательно передала типаж шикарной проститутки Джинджер, которая постепенно запутывается в своих отношениях с мужем и любовником, деградирует и спивается. Возможно, она переиграла даже своих партнеров по фильму – Роберта Де Ниро, Джеймса Вудса и Джо Пеши. Сам режиссер переживал настоящий стресс от накаленной атмосферы съемочной площадки, а особенно от самого Лас-Вегаса, города, который он ненавидел. Потом Скорсезе скажет в своем интервью: «Когда я снимал «Казино», я был очень зол на Лас-Вегас. Вам может нравиться Вегас, но это место исключительной жадности. Он всегда был вроде отражения Голливуда, отражения американской культуры. I can’t get no satisfaction, как поют Rolling Stones. Еще, еще, еще и еще. Бесконечное обжорство, пока все не лопнут. И это мое отношение заметно в фильме».
Надо отметить, что состояние ярости, дискомфорта и злости — всегда были очень важными, и главное — положительно влияющими на конечный результат, качествами самого режиссера. На протяжении многих лет, Мартин Скорсезе плотно сидел на наркотиках, и в середине 80-х годов подумывал уйти из кино, разочаровавшись в самом себе и в окружающем мире. Его личная жизнь тоже трещала по швам. Пережив несколько разводов, депрессий и неудач в кинематографе, автор так объясняет свою внутреннюю неудовлетворенность, помогающую ему делать острое и наряженное кино: «Злость заложена в самой человеческой природе, если ты жив — ты зол. Она может быть деструктивной, может стать причиной убийства, может съесть тебя изнутри. Но в то же время может быть и конструктивной. Я злюсь не только на каких-то людей или на систему. Я злюсь и на себя тоже. И так всегда. По той или иной причине, но я всегда в плохом настроении. И ничего не могу с этим сделать. В работу всегда идет какое-то количество злости. Может быть, с возрастом ее становится меньше. Но все равно хватает. Поэтому у меня в фильмах так много юмора. Приходится, потому что все кругом абсурдно. Я сам человек абсурдный».
Как я уже отметил, в последние годы режиссер стал активно приглашать на главные роли Леонардо Ди Каприо. С его участием он сделал ряд хороших фильмов: «Банды Нью-Йорка» (2002), «Авиатор» (2004), «Отступники» (2006), «Проклятый остров» (2009). У меня нет претензий к постановке самих фильмов — картины очень достойные и интересные. Есть только один минус — Ди Каприо. Леонардо, будучи, в общем-то, классным актером, с большим творческим потенциалом, настолько не соответствует тем брутальным героям, которых вынужден изображать на экране, что на лицо полнейший мисткастинг. Ну какой из этого миловидного юноши — главарь отчаянных ирландцев-головорезов («Банды Нью-Йорка»)! Дэниэл Дей-Льюис, сыгравший в этом же фильме Билла «Мясника», стопроцентно попадает в роль. Вот на его харизме и держится вся картина, и только его зловещий образ по-настоящему внушает трепет. В биопике «Авиатор» – Ди Каприо старательно пытался вжиться в амплуа экцентричного американского миллионера Ховарда Хьюза. Стоит ли говорить, что актера, более непохожего на свой прототип и представить сложно. Просто ходит какой-то мальчуган, бровки сердито насупливает. Те же проблемы и с «Отступниками»: только там уже двое голливудских красавчиков из себя отчаянных парней изображают: Ди Каприо и Мэт Дэймон. Детектив получился отличный и захватывающий, а вот главные герои – совершенно не вписываются в реалии фильма. Честное слово — просто два каких-то старшеклассника бегают. В ранних фильмах Мартина Скорсезе, тот же Де Ниро - куда более крут и адекватен в своих действиях. Веришь в его героя на сто процентов. Похоже, что самое время режиссеру поменять директора по кастингу, пока его криминальные боевики не превратились в диснеевский аттракцион для девочек-подростков. Немаловажно и то, что Мартин Скорсезе является большим поклонником классического рока. Среди его работ есть документальные фильмы посвященные блюзовой музыке, группе The Rolling Stones, Бобу Дилану, Майклу Джексону, экс-битлу Джорджу Харрисону. И как бы я не брюзжал – Скорсезе относится к тем кинематографистам, фильмы которого я люблю и часто пересматриваю. (Вот, как раз – собрался посмотреть «Цвет денег» c Полом Ньюманом и молодым Томом Крузом.) И напоследок, приведу еще одно высказывание Мартина Скорсезе: «Кино удовлетворяет извечную потребность коллективного бессознательного — потребность людей в общих воспоминаниях».