Ровно 41 год назад, 8 ноября 1971 года, была выпущена в свет одна из величайших записей в мировой рок-музыке, пластинка британской группы Led Zeppelin, получившая условное название «Led Zeppelin IV». Условное, поскольку на самом конверте релиза не было указано ни логотипа коллектива, ни названия альбома, ни даже перечня композиций. Лицевая сторона обложки представляла собой фотографию обшарпанной стены с висящей на ней картинкой в раме, изображающей согбенного старика с вязанкой хвороста. Современные компакт-диски уже не передают того эффекта от безымянного конверта: если перевернуть обложку, − мы увидим, что фрагмент старой комнаты с обрывками обоев, окажется частью стены снесенного дома. А за ним простирается современный английский городской ландшафт с новостройками. Это на сегодняшних СD-версиях альбома − поверх пейзажа указаны выходные данные и перечень песен. В оригинале же − не было НИЧЕГО, никакой информации, − в чем можно убедиться, посмотрев на фотографию разворота. Единственным отличием от предыдущих дисков группы было то, что вместо названия коллектива, на конверт был нанесен стикер с четырьмя загадочными знаками. Этими символами
и обозначили себя участники группы. Из-за столь таинственного и концептуального дизайна, поклонники группы именуют этот альбом по-разному: «The Fourth Album», «Four Symbols», «Runes», «Sticks», «Man With Sticks», «Led Zeppelin IV» и даже «ZoSo», по тому алхимическому символу, которым обозначил себя гитарист и лидер команды Джимми Пейдж. Надо сказать, что такое, более чем странное, оформление своих работ, всегда было крайне важным моментом творческого эго музыкантов Led Zeppelin. Обычно, чтобы выпустить альбом в том виде, как было задумано, менеджеру группы Питеру Гранту приходилось вести изнурительные переговоры с руководством выпускающей рекорд-компании. В данном случае, выход четвертого альбома был задержан на целых девять (!) месяцев, в течении которых Гранту все же удалось сломить упорство «Atlantic Records», и отстоять такое «антимаркетинговое» оформление релиза своих подопечных. Группа Led Zeppelin к 1971 году находилась в
зените славы и на пике своей творческой формы. К этому моменту они имели в своем распоряжении не только наилучшие, по тем временам, условия контрактов в музыкальном шоу-бизнесе, но и самый отлаженный гастрольный коллектив, превосходных техников и менеджеров, что создавало им идеальные условия для творчества. К услугам группы был собственный самолет «The Starship», на котором они передвигались по миру с концертными турами, а для размещения и отдыха музыкантов всегда бронировался целый этаж в лучших отелях.
В то время с Led Zeppelin могли сравниться лишь The Rolling Stones: как по степени популярности, так и по размерам гонораров. Обладая такими выгодными возможностями, «цеппелины» создали настоящий музыкальный шедевр, который и поныне считается классикой и одной из непревзойденных вершин хард-рока.
Четвертый альбом группа записывала в нескольких местах: сначала в лондонской Айленд Студиос, потом в Брон-эр-Айр, и завершила в Хэдли Грэйндж, задействуя для работы передвижную студию звукозаписи. В результате этих сессий на виниловый диск вошли восемь композиций. Группа продолжила свойственные ей эксперименты по слиянию акустической фолк-музыки с тяжелым роком.
Кроме четырех основных участников коллектива: Джимми Пейджа (гитара), Роберта Планта (вокал, гармоника), Джона Пола Джонса (бас-гитара, клавишные) и Джона Бонэма (ударные), в двух композициях приняли участие и приглашенные музыканты. Иэн Стюарт («закулисный» пианист The Rolling Stones) сыграл на клавишных в энергичном треке «Rock-And-Roll». А приглашенная вокалистка Сэнди Денни украсила своим голосом одну из лучших песен диска «The Battle Of Evermore», навеянную мистикой и толкиеновским подтекстом.
Вообще, на мой взгляд, альбом получился настолько цельным и мощным, что трудно выбирать и анализировать с него какие-то отдельные вещи. Но конечно, безусловным хитом «Led Zeppelin IV», по мнению большинства поклонников, считается знаменитая «Stairway To Heaven», работа, ставшая квинтэссенцией творческого метода группы. Эта восьмиминутная композиция начинается как меланхоличная акустическая баллада, и постепенно развивается в ураганный хард-рок, с почти металлическими риффами. Именно для исполнения «Stairway To Heaven» на концертах, Джимми Пейдж и приобрел инструмент с двумя грифами, поскольку мгновенно поменять гитары с разными строями во время живого выступления было практически невозможно.
Об истории создания «Лестницы в небеса», рассказал бас-гитарист группы Джон Пол Джонс, в своем интервью BBC в 1990 году: «Мы все собрались в сельском хемпширском особняке под названием Хэдли Грейндж. Плант и Пейдж только что спустились с валлийских холмов: принесли с собой эту последовательность аккордов, гитарное вступление и, кажется, один куплет, ну, может, чуть больше. Я впервые услышал песню под оглушающий аккомпанемент каминного пламени. Впечатление она на меня произвела – ну вот, как раз такое, какое и можно себе представить. Я взял блокфлейту и исполнил эту мелодию: так появилось вступление. Потом перешёл за фортепиано: мы сделали вторую часть. Так мы постепенно записали одну секцию за другой, а потом наложили «гитарную армию», как называл её Пейдж».
Позднее Джимми Пейдж не раз назовет «Лестницу в небеса» своим величайшим творческим достижением. Думаю, многие с этим согласятся, если принять во внимание, что вступительные аккорды этой композиции узнаваемы не менее, чем «Smoke On The Water» Deep Purple. Лично мне, по душе и завершающая диск, неторопливая и мощная композиция «When The Levee Breaks». Слушатели во всем мире высоко оценили четвертый альбом «цеппов», который остался в истории как самый продаваемый хард-рок-альбом, и попал на четвертое место среди рок-бестселлеров всех времен. На сегодняшний день тираж «Led Zeppelin IV» в мире превысил 37 миллионов копий.
В заключение, предлагаю вашему вниманию портреты музыкантов группы Led Zeppelin, выполненные в виде карт Таро румынской художницей Фелицией Атанасиу (Felicia Atanasiu). Фелиция с 2000 года живет и работает в Торонто, специализируясь в области рекламной графики и иллюстрации. На мой взгляд, портреты вполне удались. Заодно, по ним можно проследить, какой из символов, − какому музыканту соответствует. Для тех, кто не очень знаком с составом группы, отмечу кто есть кто: Роберт Плант («перо в круге»), Джон Бонем («тройные окружности-бочки»), Джимми Пейдж (магический символ «ZoSo»), Джон Пол Джонс («пропеллер» в круге).