Из цикла «Художник говорит».
«Все, что я делаю, − это праздник. На самом деле жизнь для меня − навязчивая идея, и смерть − это точка, в которой останавливается жизнь. Искусство − это жизнь, и оно действительно не может быть ничем другим. Успех можно измерять в самых разных единицах. В том числе и в свободно конвертируемой валюте. Я работаю не ради денег. К черту деньги! Искусство − самая важная валюта. Так приятно осознавать, что несмотря на весь цинизм мира, оно до сих пор существует, а люди активно его покупают. Да, это товар, но он возвышенный, чистый, неприкосновенный.
Я покупаю только то, что мне нравится. Не буду отрицать: определенные темы прослеживаются − такие «memento mori», поэтому в коллекции немало черепов. Я стал коллекционировать еще в самом начале своей карьеры. Обменивался работами с приятелями по колледжу, с Сарой Лукас и Ангусом Фэйерхерстом. А как только заработал достаточно денег, стал покупать. Я купил сумасшедшие вещи, благодаря которым стал тем, кто я есть, − художником. Бэкона, Пикассо, Кунса. Еще подростком я был без ума от Фрэнсиса Бэкона. Я увидел его картину в книге и первый раз в жизни осознал связь искусства с реальным миром. В его живописи столько смелости и ни грамма страха или уважения к традиционной форме. Приобрести его работу стало моей навязчивой идеей. Я просто поверить не могу, что теперь владею несколькими картинами Бэкона, ибо превышен самый смелый предел моих мечтаний. Я с удовольствием одалживаю эти работы музеям, ведь они обязательно должны быть доступны широкой публике. Не многие владеют работами такого калибра.
Меня так воспитали, что неизбежные вещи необходимо встречать лицом к лицу. Смерть является чуть ли не самой важной из них. Мой любимый Бэкон не меньше меня интересовался этим вопросом. Когда я мальчишкой увидел его работы, сразу начал собирать учебники и посещать занятия по патологоанатомии, чтобы делать зарисовки тел. Тогда я впервые попытался разгадать смерть. Людям тяжело осознать собственную смертность, и многие мои работы именно об этом. Моя акула − попытка описать это чувство, чувство иррационального страха перед смертью. Именно для этого я использовал самую настоящую акулу, настолько крупную, чтобы она могла проглотить человека целиком. И поместил ее в контейнер с жидкостью такого размера, чтобы у зрителя мурашки по коже побежали. И это не мрачный взгляд на мир. Наоборот, я надеялся, что смерть послужит вдохновением и источником энергии для зрителей. Поможет осознать праздник жизни.
Страх смерти − это все западная культура. Совершенно идиотский подход. Я обожаю мексиканский взгляд на мир. Они едва ли не рука об руку идут со смертью, отмечая ее как праздник, а не отрицая ее существование. Кстати, бриллиантовые черепа еще и о том, что украшение смерти − отличный способ примириться с этой идеей».
Дэмиен Стивен Хёрст (Damien Hirst) − английский художник, предприниматель и коллекционер, представитель contemporary art.