В продолжение темы, затронутой в заметке «Прощай Арт Манеж?», хочу заострить внимание на непростой ситуации с центром современного искусства «Винзавод». Глубинные процессы, исподволь происходящие сейчас в московском арт-пространстве, не внушают особого оптимизма. Я сейчас не собираюсь рассматривать традиционную коммерческую живопись и декоративно-прикладное или дизайнерское направления российского рынка. Они худо-бедно, но выживут. Это сегмент не показательный, к современному искусству имеющий крайне касательное отношение. Другое дело – «Винзавод». Этот оазис шаткого, но все же подающего надежды российского творческого сообщества продолжает лихорадить. Скорее, это уже напоминает панику. Вслед за галереей «Марат & Юлия Гельман» (которой сам Марат Гельман практически в последнее время не руководил, сосредоточившись на проекте продюсерского центра «Культурный альянс»), галереей Айдан Салаховой, переименованной в «Aidan Studio», галереей «XL», в августе этого года выставочное пространство покинули фотогалерея «Меглинская» и галерея «Paperworks». Многие отечественные художники, сотрудничавшие с вышеуказанными арт-дилерами, оказались в крайне затруднительном материальном положении.
На первый взгляд, причиной недовольства владельцев галерей является завышенная стоимость аренды выставочных площадей, но если разобраться, дело обстоит более серьезным образом. Финансовый вопрос в бизнесе всегда является ключевым. Опять, как и в случае с ярмаркой Арт Манеж, руководитель «Винзавода» Софья Троценко, заявляет о смене культурно-выставочного вектора, и не дает долгосрочных прогнозов по поводу дальнейшего сотрудничества с теми или иными галеристами. Тем не менее она старается держать марку, и не признает кризисных тенденций на подотчетной ей территории арт-центра. А вот сами галеристы, на общей пресс-конференции уже обозначили основную проблему, как бесперспективность коммерческих галерей в принципе, из-за отсутствия спроса. Эту же мысль еще весной озвучил дальновидный Марат Гельман в интервью корреспонденту Марии Ганиянц:
«Никакой трагедии по поводу того, что галерея закроется, я не испытываю. Ведь галерейный мир стал неотъемлемой частью искусства лишь после Второй мировой войны. До этого искусство существовало без галерей столетиями, и я не исключаю, что галерея, как институт, который сопровождает художественную жизнь, в будущем вообще отомрет. Может этот период и кончится. А что до причин, которые побудили принять это решение, то они связаны с ситуацией на российском рынке современного искусства. Буду говорить только за свою галерею: 80% ее клиентов, российских коллекционеров, которые всерьез собирали современное искусство, сегодня покинули страну. Продавать больше некому, рынок исчез.
- По той же причине от коммерческой галереи отказались и Айдан Салахова и Елена Селина?
- У каждого свои причины, но есть общее понимание того, что происходит в стране. Фактически атмосфера, которая сейчас существует в России, прямо противоположна атмосфере, в которой происходит коллекционирование. Ведь коллекционер — это не просто богатый человек, это человек, который не скрывает своих честно заработанных денег и вкладывает их в собрание искусства. Но сегодня, у нас богатые люди в основном — чиновники, и у них совершенно противоположная задача — свои доходы не продемонстрировать.»
Вот такие пироги! Полностью интервью с Маратом Гельманом можно почитать здесь. Ну а мне, как художнику, занимающемуся именно современным творчеством, хочется надеяться, что пессимистическая оценка, высказанная влиятельным галеристом – не оправдается. Хотя все, происходящее в российском культурном мире, пока свидетельствует об обратном.