Кто-то сказал, что архитектура – это застывшая музыка. Это справедливое утверждение. При взгляде на Руанский или Кельнский соборы, возникает вполне адекватное сопоставление с торжественной органной музыкой Баха. Даже ажурные металлические сооружения инженера А. Г. Эйфеля предвосхитили индустриальные ритмы последующего ХХ века, гармонично вписавшись в современный облик мировых мегаполисов. Не случайно математически выверенная структура «эйфелевых» проектов – звучит в ритме техно, одновременно – лаконично четком и отстраненно бесстрастном. Для XIX века это был пример архитектуры, нацеленной в будущее, логически преображенной впоследствии в банальные параллелепипеды Корбюзье, и последующих монстров экономической целесообразности. И что ни говори, сложно отрицать убедительную поступь авангардного искусства. Мы живем среди него, прорастаем в его антураже. Те же находки супрематистов – давно прописаны в современном градостроительстве, а Родченко и Малевич – действительно работали на наше с вами будущее, можете не сомневаться.
Другое дело – Гауди. Будучи не понят современниками, он также странен и обособлен в наши дни. Сюрреалистические излишества его творений слишком вычурны, затейливы и гротескны. Недостроенный собор Святого Семейства в Барселоне напоминает собой остов заброшенного космического корабля, сделанного из песка. Виллы и дворцы, созданные по проектам зодчего – словно вышли из эпохи барокко. Не верится, что большинство из этих чудесных построек создавались в новейшую эпоху, когда по улицам уже ходили трамваи и гудели первые автомобили. Хотя сказать — постройки, было бы неправильно. Архитектура Антонио Гауди развивается по скульптурным законам. Она ваяется, перетекает в причудливые формы, оживает в своих метаморфозах. Вы заметили, что Гауди избегает прямых углов, главного свойства всей нынешней архитектоники? Будучи от природы человеком замкнутым, аскетичным, он всецело принадлежал своей профессии, не щадя ни себя, ни других для заданной цели, легко транжиря средства заказчиков, но вкладывая и собственные деньги в проект, которому не суждено было быть законченным из-за преждевременной, нелепой кончины автора.
Речь, конечно же, о легендарном соборе Temple Expiatori de la Sagrada Família, одном из самых странных и необычных созданий мастера. Каким же должен был стать храм по замыслу автора, если бы Гауди завершил свое детище? Доподлинно этого уже не установить, ибо художник, не признававший утвержденных проектов и смет, творил по наитию, постоянно внося изменения, корпел над каждой пластической формой, деталью, арабеской. И никто не знает, когда можно поставить точку в таком непредсказуемо развивающемся процессе. В творчестве Антонио Гауди много эклектики — здесь и арт-деко и мавританский стиль, и вкрапления других эпох. Будучи по природе своей мастеровым, умельцем, сыном кузнеца-медника, он уделял особое внимание мелким деталям, тому, что сейчас принято называть дизайном. И имел совершенно фантастическое трехмерное воображение. Творческий метод Гауди предполагал не только свободное оперирование декоративными элементами разных архитектурных направлений, но и самим условием существования этого метода было стихийное развитие, подобно развитию древесной кроны, или причудливым формам природных явлений. Еще в начале своей деятельности, работая как декоратор, Гауди собственноручно изготавливал предметы мебели, интерьера, кованные металлические ворота, фонари, в которых уже прослеживался этот подход. Этот опыт пригодился ему и в последующей карьере.
Одним из интереснейших зрелых творений архитектора, на мой взгляд, является, так называемый, Дом Бальо (Casa Batlló) в Барселоне. Само здание было построено во второй половине XIX века, и Гауди в 1904-06 годах полностью изменил фасады старого дома, переделал нижний этаж, добавил полуподвальные помещения, оригинальную мансарду и асотею. Существует предположение, что волнистые очертания каменного фасада, декорированные белыми и голубыми керамическими изразцами, являются интерпретацией фигуры гигантского дракона, излюбленного персонажа каталонского зодчего.
Впервые, как мне помнится, с творчеством Гауди я познакомился в 1987 году, разглядывая конверт винилового диска группы The Alan Parsons Project, в оформлении которого были использованы фрагменты некоторых творений архитектора. Пластинка эта так и называлась – Gaudi, и была посвящена творчеству каталонского гения. С тех пор прошло много лет, а работы Антонио Гауди, этого замечательного и странного мастера, до сих пор вдохновляют глубиной своей неповторимой пластической фантазии.
P.S. На сайте www.gaudi-barselona.ru можно более подробно познакомиться с жизнью и удивительным художественным миром Антонио Гауди.