Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно -аналитического отчета о расходовании средств федерального бюджета, направленных на проведение в 2014 году Года культуры в России. Результаты, на мой взгляд, просто удручающие:
1. ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ. Общий объем ресурсного обеспечения мероприятий Плана проведения Года культуры за счет всех источников финансирования составил около 15 миллиардов рублей, в том числе 11,3 миллиарда – за счет средств федерального бюджета, 2 миллиарда рублей – за счет средств консолидированных бюджетов регионов, 1,7 миллиарда рублей – за счет средств внебюджетных источников.
2. БИБЛИОТЕКИ. Несмотря на то, что значительный объем средств федерального бюджета в сумме 129 миллионов рублей направлен на развитие библиотечного дела и создание Национальной электронной библиотеки, число библиотек в Год культуры сократилось более чем на 340 единиц, а число читателей – на 524,4 тысячи человек. Пополнение книжных фондов уменьшилось почти на 4%. При этом наибольшее сокращение отмечено в Волгоградской и Пензенской областях. Проведенный анализ также показал, что доступ к сети Интернет для пользователей в целом по стране имели только 51,4% библиотек, при этом доступ к полнотекстовым электронным ресурсам – только 6%.
3. КЛУБЫ И ДОМА КУЛЬТУРЫ. «Сохранение и развитие народного творчества зависит не только от проведения мероприятий и фестивалей, направленных на популяризацию этнической и национальной культуры России, но и от возможности людей заниматься этим творчеством. При этом статистика показывает, что как раз такой возможности, особенно у жителей сельской местности, зачастую нет», − констатировала Татьяна Голикова. Так, по данным федерального статистического наблюдения, в 2014 году число клубов и домов культуры в целом уменьшилось более чем на 1000. Особенно эта тенденция характерна для сельских поселений. Например, в Белгородской и Калининградской областях количество сельских клубов сократилось на 75% и 31% соответственно. В ряде российских субъектов одновременно снизилось число клубных формирований (кружков, самодеятельных творческих коллективов, клубов по интересам), и уменьшилось число их участников. Например, в Вологодской области снижение числа культурно-досуговых учреждений на 36 единиц привело к тому, что прекратили деятельность 66 клубных формирований, число их участников сократилось на 3,6 тысячи человек. Количество клубных формирований в сельской местности сократилось в 42 регионах, число их участников – в 33 регионах. Наиболее значительные сокращения отмечены в Белгородской, Сахалинской и Амурской областях.
4. МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ И ТЕАТРЫ. Планом проведения Года культуры в качестве исполнителей мероприятий по проведению гастролей ведущих российских театров определены 11 подведомственных Минкультуры театров, финансируемых в пределах государственного задания. При этом 2 из 11 театров государственное задание на оказание услуги по показу спектаклей на гастролях на 2014 год не устанавливалось, а 5 театрам – было установлено меньше уровня 2013 года. Перечень ведущих музыкальных коллективов Планом проведения Года культуры не установлен. Из 20 концертных организаций, подведомственных Минкультуры России, государственное задание на проведение гастролей установлено только одной организации. Кроме того, идеология проведения гастролей не выстроена, регионы, в которых театры должны были гастролировать, Минкультуры не определяло. Всего гастролями было охвачено около 40 регионов, наибольшее количество мероприятий проведено в Южном и Уральском федеральных округах. В ряде регионов установлено сокращение гастрольной деятельности региональных театров и концертных организаций на территории своего субъекта РФ (Республика Тыва, Свердловская и Томская области).
5. ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Общий объем финансирования мероприятий, направленных на расширение выставочной деятельности и поддержку творческих проектов в регионах России, составил 125,4 миллиона рублей. Проведены все запланированные мероприятия. Общее количество посетителей составило 362,7 тысячи человек. В проведении передвижных выставок музеев России в малых и средних городах приняли участие музеи 20 регионов России с общим числом посетителей 273,4 тысячи человек. Наибольшее число выставочных проектов (11) было проведено в Ивановской области. При этом в 15 регионах было организовано всего по 1 выставочному проекту. Наибольший уровень охвата регионов выставочной деятельностью в Год культуры отмечен в Дальневосточном и Приволжском федеральных округах (55% и 35% от общего числа входящих в состав федерального округа регионов, соответственно). В регионах Уральского федерального округа передвижные выставки не проводились. Однако, несмотря на то, что в 2014 году общее число музеев незначительно сократилось, а в сельской местности даже несколько увеличилось, вместе с этим увеличилась доля музеев в сельской местности, находящихся в аварийном состоянии − с 21,9% до 35,5%.
6. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА. Общий объем средств, выделенных на проведение мероприятий, направленных на выявление талантливых детей и поддержку детского творчества, составил 273,9 миллиона рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 273,7 миллиона рублей, за счет средств, привлеченных из внебюджетных источников – 0,22 миллиона рублей. Из 17 мероприятий, предусмотренных Планом проведения Года культуры, одно мероприятие – «Организация Всероссийского открытого конкурса учебно-исследовательских, культурологических, проектных и творческих работ «Культурная миссия детства» (г. Москва)» не проводилось. Всего в указанных мероприятиях принимали участие от 5 до 85 регионов с количеством посетителей 59,1 тысяч человек и участников – 49,4 тысяч человек. Наибольшее количество мероприятий было проведено в г. Москве (10 мероприятий), Ростовской области (6) и Санкт-Петербурге (5). В 19 регионах проведено по 1 мероприятию.
Следует отметить, что выявление талантливых детей и поддержка детского творчества во многом зависит от возможности детей заниматься творчеством. Однако по данным статистики в 2014 году отмечается сокращение числа клубных формирований для детей до 14 лет по сравнению с 2013 годом на 1 219 единиц (0,6%), как в целом по Российской Федерации (без учета Крымского федерального округа), так и в сельских населенных пунктах − на 1 899 единиц (1,3%). Сокращение отмечено в 39 регионах, при этом наибольшее − в Центральном федеральном округе (-1 406 единиц). Число культурно-массовых мероприятий для детей сократилось в 2014 году по сравнению с уровнем 2013 годом в 21 регионе. Наибольшее сокращение отмечалось в Чувашской и Карачаево-Черкесской Республиках (на 11,3% и 9,7%, соответственно). При этом из 16 мероприятий по выявлению талантливых детей и поддержке детского творчества, предусмотренных Планом проведения Года культуры, в указанных республиках не было проведено ни одного мероприятия.
7. КИНЕМАТОГРАФ. В рамках Года культуры в сфере кинематографии было организовано 6 кинофестивалей. Общий объем финансирования составил 211,4 миллионов рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 91,1 миллионов рублей. Наибольший объем бюджетных средств был направлен на проведение Московского международного кинофестиваля (г. Москва) – 115 миллионов рублей, или 16% объема средств федерального бюджета.
Из 6 кинофильмов, на создание и прокат которых в рамках Года культуры было выделено более 1 миллиарда рублей, 3 кинофильма («Душа шпиона», «Батальонъ», «Под электрическими облаками») в 2014 году в прокат не вышли.
По статистическим данным, в 2014 году доступность услуг кинопроката для населения в Российской Федерации снизилась. Так, в 39 регионах уменьшилось число киноустановок (в сумме почти на 650 единиц), в 41 регионе − число кинозалов (в сумме на 402 единицы). Особенно эта тенденция характерна для сельских поселений. Большинство киноустановок в сельских культурно-досуговых учреждениях предназначены для фильмов, снятых на пленку, в то время как все новые фильмы в основном цифровые. На Коллегии также отмечалось, что, несмотря на увеличение в 2014 году числа сеансов российских фильмов более чем на 40 тысяч, их посмотрело на 5,4% меньше зрителей, чем в 2013 году, в то время как посещения зарубежных фильмов увеличились почти на 4%.