Вчера съездил в подмосковную Дубну. По летописи, этот старинный русский городок был основан еще в 1134 году Юрием Долгоруким, но, как полагают историки, реально он гораздо древнее. Кстати, Дубна − единственный город Московской области, расположенный на Волге. В советское время здесь находился крупнейший в стране центр по исследованиям в области ядерной физики. Как обстоит с этим дело сейчас − не знаю. Но места здесь, действительно, очень красивые.
В парковой зоне возле ДК «Мир» находятся несколько любопытных бронзовых скульптур в человеческий рост, которые меня заинтересовали. Прежде всего, это − памятник двум ученым-физикам В. П. Джелепову и Б. М. Понтекорво, установленный безо всякого пьедестала, прямо на тропинке парка, а также позеленевшая от времени бронзовая фигура Владимира Высоцкого. В шестидесятые и семидесятые годы прошлого века Владимир Семенович неоднократно выступал здесь с концертами. В память об этих событиях аллея возле ДК «Мир» названа именем актера, а на фасаде здания висит мемориальная табличка.
Мне удалось сфотографировать десять мозаичных панно c портретами известных деятелей российской и мировой культуры: Майи Плисецкой, Дмитрия Шостаковича, Владимира Маяковского, Леонида Когана, Льва Толстого, Фернана Леже, Максима Горького, Петра Чайковского, Родиона Щедрина и… Зои Космодемьянской. (Непонятно, по какой причине именно ее поставили в один ряд с писателями, художниками, музыкантами и композиторами?). Все эти мозаики выполнила художница Надя Леже. Знакомая фамилия? О ней поподробнее: Надежда Петровна Ходасевич-Леже (1904-1982) − российская и французская художница, двоюродная сестра поэта Владислава Ходасевича, ассистентка и последняя жена французского художника Фернана Леже. Надежда родилась в Белоруссии, в 1919 году училась в Государственных свободных мастерских («Свомас») в Смоленске, затем в Варшавской академии художеств. В 1924 году, она вместе со своим первым мужем Станиславом Грабовским переезжает в Париж, чтобы продолжить образование в Академии современного искусства, основанной Фернаном Леже. В 1927 году Надежда Ходасевич-Грабовская разводится с супругом, активно занимается живописью, графикой, декоративным искусством, издает французско-польский авангардный журнал «L’Art Contemporain − Sztuka Współczesna», во время Второй мировой войны участвует во французском Сопротивлении. В 1952 году художница выходит замуж за своего наставника − Фернана Леже, но проживет с ним только несколько лет. В 1955 году мастер умирает. В память о муже Надежда решила построить в городке Биот в Приморских Альпах здание Музея Леже с масштабной коллекцией его работ. 4 февраля 1957 года был заложен первый камень музея, проект для которого разработал архитектор Андрей Свечин. 13 мая 1960 года состоялась церемония открытия Национального музея Фернана Леже (Musee National Fernand Leger) в Биоте. Почетными председателями на мероприятии были Жорж Брак, Пабло Пикассо и Марк Шагал. В последствии Надежда Ходасевич-Леже неоднократно посещала СССР, устраивала выставки советских художников во Франции, принимала у себя известных режиссеров, артистов, была лично знакома с видными политиками, литераторами, деятелями искусства, такими как Илья Эренбург, Любовь Орлова, Лиля Брик, Константин Симонов, Родион Щедрин, Сергей Юткевич и другие. Надежда стала главным популяризатором творчества Фернана Леже в Советском Союзе: привозила его картины в Москву, дарила их музеям. В 1972 года советское правительство наградило Надежду орденом Трудового Красного Знамени с формулировкой «за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества».
Шестьдесят пять мозаичных портретов были созданы Надеждой Леже в 1972 году для персональный выставки во Франции. Шестьдесят из них она подарила Советскому государству. В 1974 году двадцать работ из этой серии были отправлены в Дубну для выставки и установлены в сквере перед ДК «Мир». Начавшие разрушаться мозаики вскоре убрали на склад, но в 1996 году в связи с 40-летием наукограда панно были вновь выставлены после косметического ремонта. Судьба отдельных работ Надежды незавидна: портрет Сергея Прокофьева разрушился, а изображения Карла Маркса, В. И. Ленина и Н. К. Крупской уже не экспонируются по идеологическим соображениям. Портрет Сергея Эйзенштейна в настоящее время находится в Доме престарелых работников кино, а портреты четырех космонавтов установлены на площади Космонавтов перед ДК «Октябрь».