Три образа Папы Иннокентия X

Папа Римский Иннокентий X (1574−1655) был жестким и волевым политиком, славился жутким кумовством, коррупцией и алчностью. Его самый известный портрет написал в 1650 году Диего Веласкес. На нем Папе уже семьдесят пять лет, но выглядит он явно моложе. Перед Веласкесом стояла непростая задача – не отступить от традиционных правил парадного портрета и выразить внутренний мир заказчика, как это когда-то сделал его любимый Тициан, изображая Папу Павла III. Образ Веласкеса получился очень психологичным. Взгляд властителя подозрителен и цепок, поза уверенна, на щеках румянец. Насыщенные оттенки красного в фоне, обивке трона, шапочке-камауро и накидке-моццетте контрастируют с белизной одежд. В правой руке Иннокентий X держит автограф художника в виде визитной карточки с посвящением. Говорят, что увидев работу, Папа воскликнул: «Слишком правдиво!» (итал. Troppo vero!). В награду художник получил массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом понтифика в медальоне, украшенном самоцветами. С момента написания картина хранится в коллекции семьи Памфили в их римском палаццо на виа дель Корсо.

Однако личность политика отражалась в живописи современников и с отрицательной стороны. После того, как Иннокентий X заставил родственников предыдущего Римского Папы – семейство Барберини, искать убежища во Франции, изгнанники заказали полотно, в котором выразили всю свою ненависть к гонителю. Художник Гвидо Рени в композиции «Архангел Михаил, попирающий Сатану» (1635) придал лицу поверженного дьявола узнаваемые черты понтифика. Сейчас картина находится в римской церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе.

«Портрет Папы Иннокентия X» (1954) Фрэнсиса Бэкона вдохновлен одноименным образом Веласкеса, которого Бэкон просто боготворил. Именно контрасты ярких красок заставили его признаться, что он «свихнулся на Папе». В течение пятидесятых − начала шестидесятых годов Бэкон написал около пятидесяти вариантов шедевра Веласкеса. Позднее эти работы получили широкое признание в качестве успешных современных интерпретаций классики изобразительного искусства. В версии Бэкона Папа показан кричащим, но его голос «заглушен» спускающимися драпировками и темными насыщенными цветами, придающими картинам гротескную и кошмарную атмосферу. Поскольку Бэкон называл себя атеистом и ницшеанцем, некоторые критики рассматривали серию как символические сцены казни, в которых художник стремился реализовать декларацию Ницше, что «Бог умер», убивая таким образом его представителя на Земле. Однако Фрэнсис Бэкон отрицал буквальные толкования его работ, утверждая, что на картинах изображен не Папа, а сам Веласкес, которого он стремился «победить». Точнее − так же, как Веласкес «охлаждал» Тициана, он сам стремился «охладить» Веласкеса…

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.