Антимебель

В лондонском Музее дизайна завершила работу выставка «Антимебель» («Antifurniture») бразильского художника российского происхождения Федора Павлова-Андреевича. В своем творчестве он исследует дистанцию между произведением искусства и его аудиторией, создавая перформансы, скульптуры, инсталляции, а также акции и видео для конкретных объектов.

Экспозиция предлагает зрителям ряд перформативных скульптур из дерева, которые только выглядят как обычная мебель, но, по сути, служат не для удобства, а для выявления в людях скрытых фобий. Среди ярких работ − кровать-бункер, которая вызывает скопофобию (страх, что на вас смотрят или наблюдают), социофобию и карцерофобию (страх тюрьмы). Благодаря автору, наше типичное представление о двухъярусной кровати теперь приобрело более мрачный смысл: два человека, делящие ее, находятся либо в тюрьме, либо в лагере беженцев, либо в таком месте, где их свободная воля ограничена.

А два объекта, похожих на стулья, составили общую композицию «Повелитель рыб». В ней исследуются антропофобия (страх быть непринятым) и альгофобия (страх физической боли). Эти дискомфортные состояния передают опыт беженцев, вынужденных втискиваться в лодку, рассчитанную на пятьдесят человек, но регулярно перевозящую в разы большее число мигрантов. Эти несчастные и в последствии испытывают бытовые неудобства: живут в маленьких и тесных помещениях, чтобы сэкономить на арендной плате.

Художник продолжает исследовать архетип кровати с помощью «Прокруста», качающейся скульптуры, вызывающий у пользователя приступы клаустрофобии и клитрофобии (страха оказаться в ловушке).

«Мороконожка» − еще одна примечательная и весьма неудобная вещь из коллекции «Антимебели». Она напоминает лестницу и демонстрирует акрофобию (страх высоты), гафефобию (страх прикосновения), футурофобию (страх перед будущим).

Кресло-качалка «Rock-n-Desk» вызывает агорафобию (страх открытых пространств) с атихифобией (страхом неопределенности), демофобией (страхом людей и толпы) и гелотофобией (страхом быть высмеянным другими людьми).

Надо отметить, что посетители выставки могут испытать все вышеуказанные ощущения на себе, что является частью и смыслом шоу. Как перформансист, Федор тоже не оказался в стороне и продемонстрировал влияние своих изобретений на человеческое тело в откровенных снимках, которые я не буду приводить в рамках данной статьи, дабы не смущать читателей сайта.

Как отметила гуру современного акционизма Марина Абрамович: «Искусство Федора способно удивлять нас все новыми способами видения мира, в котором мы живем». Фото: © Ruy Teixeira, © Olga Treivas.

This entry was posted in Выставки, Перформанс and tagged , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.