Примерно до середины XX века творческим наследием Гюстава Кайботта (Gustave Caillebotte) считалась не его живопись, а коллекция картин французских импрессионистов, которой он владел. Да и немудрено. Кайботт был богат, страстно собирал почтовые марки, разводил орхидеи в своем поместье на берегу Сены, строил гоночные яхты и занимался дизайном текстиля. Помимо всего прочего увлекался и живописью. Но все-таки в высших кругах парижского общества он был более известен как меценат и коллекционер произведений искусства. Кайботту принадлежали 68 полотен таких мастеров как Камиль Писарро, Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Эдуар Мане. Перед смертью всю свою роскошную коллекцию француз завещал правительству республики. Однако, он понимал, что эти шедевры, скорее всего, исчезнут в запасниках провинциальных музеев, поскольку в девяностые годы XIX века импрессионисты все еще были не в чести у французского истеблишмента от искусства, где по-прежнему доминировали представители академического направления. Поэтому Кайботт завещал разместить собрание в Люксембургском дворце, где находились работы современных ему художников, а затем передать их в Лувр.
Эти условия оказались неприемлемыми для французского правительства. Чиновники со скрипом отобрали в 1896 году тридцать восемь картин для Люксембургского дворца. Сын Огюста Ренуара Жан в своей книге приводит рассказ отца о его переговорах с экспертом Департамента изящных искусств: «Добравшись до Сезанна, чиновник завопил: «Не говорите мне, что Сезанн − художник. У него есть деньги, его папаша − банкир, и он пишет для препровождения времени… Меня не удивит, если окажется, что он пишет с единственной целью − посмеяться над нами».
Еще дважды − в 1904 и 1908 годах Ренуар предлагал правительству Франции согласиться с условиями умершего друга, и оба раза получил отказ. Когда же в 1928 году государственные чины одумались, то, в свою очередь сами получили отказ от вдовы сына Кайботта, которая на тот момент распоряжалась оставшимся имуществом свекра. Большинство работ импрессионистов она продала потом американцу Альберту Барнсу…
Гюстав Кайботт родился 19 августа 1848 года в семье, принадлежавшей к высшим слоям парижского общества. Его отец занимал пост судьи в Сенском трибунале по торговле и владел фабрикой по производству текстиля. Каждое лето семья проводила много времени в Йере − городке, находившемся в пятнадцати километрах к югу от Парижа. Здесь в 1860 году Марсиаль Кайботт приобрел поместье, а маленький Гюстав стал увлеченно заниматься живописью. Родители благосклонно относились к его хобби, поскольку были не только богатыми, но и прогрессивными людьми. Они старались дать своим детям разностороннее образование, но, к сожалению, не разрешали самим выбирать будущую профессию. Поэтому Гюстав сначала получил диплом юриста в лицее Людовика Великого, а затем даже поучаствовал во франко-прусской войне. Вернувшись к гражданской жизни, юноша решил жить своей головой. Сначала он посещал студию художника Леона Бонна, где изучал живопись, а в 1873 году поступил в Школу изящных искусств («École des Beaux-Arts»). В это же время Кайботт познакомился с несколькими авторами, работавшими вне рамок официальных академий, в том числе с Эдгаром Дега и Джузеппе де Ниттисом, а в 1874 году посетил первую выставку импрессионистов. Со многими художниками-новаторами он на всю жизнь сохранил прочные и дружеские отношения. Похоронив родителей, Гюстав получил солидное состояние и смог поддерживать своих друзей и материально.
Известно, что Гюстав Кайботт оплачивал аренду студии Клода Моне, финансировал выставки импрессионистов и покупал у них картины. Как утверждал Огюст Ренуар, ближайший друг, а впоследствии душеприказчик Кайботта: «Его восторженные приобретения часто совпадали с самым критическим моментом. Скольким помогла выпутаться с платежами в конце месяца его щедрая прозорливость!».
Конечно, французский филантроп и сам много рисовал. Главными образом − домочадцев и сюжеты из повседневной жизни. Например, на полотне «Молодой человек у окна» (1875) запечатлен брат художника Рене в доме на улице Миромениль, а на «Апельсиновых деревьях» (1878) − Марсиаль с двоюродной сестрой Зое в их саду в Йере. На «Портретах в сельской местности» (1875) изображены его тетя, кузина, мать и друг семьи. Работы Кайботта вызывали споры из-за их незамысловатого, зачастую очень простого сюжета и преувеличенно углубленной перспективы. Как и его предшественники Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе, а также современник Эдгар Дега, Кайботт хотел изображать реальность такой, как она есть, но он также разделял и взгляды импрессионистов. Наибольшую известность автору принесли композиции, посвященные Парижу: «Паркетчики» (1875), «Мост Европы» (1876) и «Дождливый день в Батиньольском квартале» (1877). Наклонная поверхность, приемы усечения и увеличения, встречающиеся в работах Кайботта, возможно, являются следствием его интереса к фотографии и японской графике. Во многих картинах художник использует очень высокий угол зрения, например, в изображении балконов на картине «Крыши под снегом» (1878) или на холсте «Бульвар, вид сверху» (1880).
В начале 1890-х годов в живописной карьере Кайботта наступил резкий спад: он перестал писать крупноформатные полотна и выставляться. В 1881 году художник приобрел в собственность поместье в Пети-Женвилье на берегах Сены близ Аржантея и в 1888 году переехал туда жить. Он посвятил себя садоводству и строительству гоночных яхт, проводил много времени с братом Марсиалем и другом Ренуаром, которые часто останавливались в Пети-Женвилье. Гюстав Кайботт скончался от отека легких 21 февраля 1894 года во время работы в саду в Женвилье и похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
В настоящее время около сорока произведений Кайботта находятся в Музее Орсэ. Его полотно «Человек на балконе, бульвар Осман», написанное в 1880-м, в 2000 году было продано за более чем 14,3 миллионов долларов. В 2011 году другая картина художника − «Мужчина в ванной» (1884), ушла с молотка за 17 миллионов долларов. Все представленные ниже репродукции работ Гюстава Кайботта взяты из открытых источников.