«Золотая маска» перейдет под контроль Министерства культуры

Союз театральных деятелей РФ (СТД) − учредитель независимой российской национальной премии и фестиваля «Золотая маска» − готовит ее реформу, сообщается на сайте «Театръ». Проект документа, оказавшийся в распоряжении редакции, будет дополняться рабочей группой и утверждаться секретариатом СТД РФ осенью 2023 года. Теперь в экспертные советы и жюри «Золотой маски» попадут только специалисты, одобренные Министерством культуры.

Согласно новому проекту положения, на «Золотой Маске» будет упразднена номинация «Эксперимент», а в конкурсе спектаклей драматического театра − разделение на большую и малую форму: из всех постановок будет выбираться один «Лучший спектакль». Также могут быть упразднены частные номинации: «Лучшая работа драматурга», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника по свету» (и в драматическом, и в музыкальном театре), «Лучшая роль второго плана в оперетте/мюзикле». Кроме того, больше не будет номинации «Лучший спектакль современного танца» − соответственно, современный танец не будет представлен на фестивале в принципе, останется лишь конкурс спектаклей балета.

Сцена из спектакля театра Сатирикон «Р», 2023 год, фото © Александр Иванишин

Как все это отразится на современной российской сцене комментирует критик Антон Хитров: «Поскольку художественный язык неразрывно связан с политическими ценностями, а поиски нового в искусстве практически всегда вытекают из социальной неудовлетворенности, можно не сомневаться: эксперты и члены жюри, согласованные с Минкультом − а значит, лояльные режиму, − не будут поддерживать экспериментальный театр. «Золотая маска», при всей своей аполитичности, до сих пор оставалась одним из ведущих популяризаторов такого театра − просто в силу плюрализма, заложенного в архитектуру премии.

Потеря нескольких номинаций не так страшна, как контроль чиновников из Министерства культуры. В то же время, избавившись от конкурсов «Эксперимент» и «Лучший спектакль малой формы», СТД уменьшит шансы рискованных, неординарных проектов, рассчитанных, как правило, на небольшую аудиторию, добиться внимания более широкой публики. А оставив без награды драматургов, художников по свету и представителей современного танца, учредитель сделает премию странно неполной (по уму, число номинаций, наоборот, нужно увеличивать − например, за счет видеохудожников, без которых невозможно представить современный театр).

В российском театре − как и вообще в российской культуре − по-прежнему работают художники, эстетически и политически далекие от конъюнктуры, но возможностей для них с каждым днем становится все меньше. Реформа «Золотой маски» сделает их искусство еще менее видимым, а их мотивы оставаться в России − еще менее твердыми.

Все это не значит, что афишу премии непременно заполнит пропагандистское искусство (неясно, кто в театральном сообществе будет его делать) или что будут номинировать спектакли, на которые насмотренный фестивальный зритель ни за что не захочет пойти. Но одно можно сказать наверняка: если сравнительно независимая «Золотая маска» поддерживала развитие и поиск, то «Золотая маска», подконтрольная Минкульту, сможет поощрять только конформизм, политический и творческий».

На фото: сцена из спектакля «Р» театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, Москва, 2023 год, фотограф: © Александр Иванишин.
This entry was posted in Критика, Театр and tagged , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.