Сегодня познакомимся с работами замечательного русского и советского графика Александра Николаевича Бочкина, оставившего после себя небольшое, но очень мощное и качественное творческое наследие.
Александр Бочкин родился 19 февраля 1947 года в Собинке. В детстве посещал изостудию при клубе фабрики «Комавангард». В 1968 году, после окончания Рязанского художественного училища поступил в институт имени В. И. Сурикова, в мастерскую академика Е. А. Кибрика. Уже в стенах ВУЗа юноша отличался неординарным характером. Вот что вспоминает его земляк и сокурсник Юрий Качанов: «Саша, будучи студентом МГХИ им. В. И. Сурикова имел на все свою точку зрения и всегда отстаивал ее, независимо от того, с кем спорил − с товарищем по учебе, с руководителем мастерской или с преподавателем философии. И нередко случалось так, что, не соглашаясь с мнением Бочкина сразу, многие через несколько лет признавали его правоту. В Саше чувствовалась незаурядная личность, и, наверное, поэтому с ним считались».
Слова Качанова подтверждает и участие Александра в ряде престижных выставок: «Советская Россия» (Москва, 1975), «Молодежь России» и «Молодежь страны» (Москва, 1976), международная выставка Биеннале графики «Дебют молодых» (Краков, 1976), вернисаж произведений молодых художников в стенах Академии художеств СССР (1977), Вторая Всероссийская выставка «Рисунок и акварель» в Ленинграде, экспозиция «60 лет Октября» в Москве (обе – 1977).
После окончания института Александр Бочкин переезжает во Владимир. Основная техника, которой он отдает предпочтение − монохромная линогравюра. Тематикой его эстампов становятся будни русской деревни: «Старый дом» (1976), «В огороде» (1976), «Деревенские баньки» (1982) и др. Художника увлекает состояние природы в целом и эмоции, которые оно пробуждает в душе. Значительное место в творчестве Бочкина занимала и чисто «владимирская» тема: за несколько лет он выпускает серии линогравюр «850 лет г. Владимиру» (1979) и «Зима на ВТЗ» (1981). В 1977 году молодого мастера принимают в Союз художников СССР.
По воспоминаниям современников, работы Бочкина сложно было с кем-то спутать. Несмотря на внешнюю простоту, острота его сюжетов била как по оголенному нерву. Их сравнивали по силе воздействия с произведениями известных русских писателей: И. Бунина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Шукшина. Александр уникальным образом использовал сочетание только двух цветов: черного и белого, почти при полном отсутствии полутонов. Его композиции построены на ясных и тщательно отобранных лаконичных формах, на контрастах, глубоких темных пятнах и всплесках белого, что придает его работам хрустальную прозрачность и жизненную правдивость. Черный цвет у Бочкина «гудел», − признавался другой выдающийся владимирский график Борис Французов.
Обозреватель Дмитрий Буткевич анализировал работы Бочкина на страницах журнала «Художник»: «Сама техника гравюры на линолеуме, которой художник владеет очень уверенно, представляет ему дополнительные экспрессивные возможности. Ветрено, пустынно, дáли с небольшими фигурками людей залиты солнцем – щемящая грусть, физически ощутимое старение природы – это все та же «экологичность» мышления, присущая всем владимирцам. Резкое, без полутонов и переходов, противостояние света и тени, ослепительно выбеленные солнечные пятна и тяжелые, нерасчлененные массы черной земли. Наверное, А. Бочкин все же испытывает влияние коллег-офортистов – отдельные детали его линогравюр так мелко проработаны, что кажется, здесь применялась тончайшая офортная игла».
К сожалению, судьба отвела этому одаренному человеку очень короткую жизнь. Александр Николаевич умер 5 ноября 1989 года в возрасте сорока двух лет. Спустя три года после смерти состоялась его персональная выставка. Искусствовед Надежда Севастьянова насчитала у Бочкина всего около сорока законченных работ, двадцать восемь из которых приобрел в свое время Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Получается, что каждое свое произведение график отделывал с такой тщательностью, что почти все они стали шедеврами.