24 мая скончался московский уличный художник, известный под ником Zoom. Причины его смерти не уточняются. Также остались в тайне настоящее имя и возраст артиста. Граффити и муралы Zoom’а чаще всего можно было встретить в районе Замоскворечья, где муниципальные службы, к сожалению, довольно быстро их закрашивали. Я дважды публиковал его работы на сайте − здесь и здесь.
Свою первую работу Zoom сделал в июле 2015 года, нарисовав в одном из московских дворов Винсента и Джулса из «Криминального чтива», которые держат селфи-палки вместо пистолетов.
«До этого я никогда не занимался уличным искусством. Что я только в жизни не делал − и в банке работал, и свое дело имел. Но у меня все время было ощущение, что я шел в темноте, держась за тоненькую ниточку и не зная, куда она меня выведет. Я совсем не согласен, что за последние годы стрит-арт прокачался и что власти идут нам навстречу. Я наблюдаю совершенно обратный процесс. Постоянно инспектирую город на велосипеде, улицу за улицей, − и вообще не вижу работ. А те вещи, что есть, − все заказные, и в основном очень убогого качества. Вот в Перми, в Екатеринбурге полно стрит-арта. Там люди от безысходности идут на улицу. А Москва − город, построенный на бабках, люди привыкли только за бабло что-то делать. Тут худо-бедно какую-то работу художнику и дизайнеру найти можно − логотипчики оформлять, рекламку. И на фига кому-то ночью вставать, надевать грязные штаны и переться в подворотню?
Зато из-за всеобщего интереса к стрит-арту власти поняли, что стены города − как телек. У меня нет никаких иллюзий по поводу уровня моих работ. Zoom представляет интерес только на фоне унылого кладбища, которым является Москва в смысле стрит-арта. Конечно, мне приятно, когда меня называют художником, но, если называть вещи своими именами, какой я художник? Художник − это Эгон Шиле, Ван Гог. А у меня и труба пониже, и дым пожиже. Да и задачи другие. Я просто деятель поп-культуры, уличный дизайнер. Делаю в некотором смысле китч. Я из себя ничего не пыжу, просто мне это в кайф», − говорил художник в 2016 году в интервью изданию «Афиша Daily».