Журналист и искусствовед Ксения Коробейникова прокомментировала в своем Телеграм-канале отставку директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой:
«Профпрессу и Фейсбук до сих пор лихорадит по поводу непродления контракта Зельфиры Трегуловой. То сплошная патока льется − увы, в основном от сотрудников, никого из международного сообщества или наших крупнокалиберных директоров, то грязь. Взвешенных мнений практически нет. А ведь было всякое, согласна с критиком «Коммерсантъ» Кирой Долининой.
Гастроли «Троицы» практически не вспоминают, хотя откажись она выдавать ее, возможно, осталась бы в истории как великий директор. Зато вспоминают закрытие выставки Гриши Брускина. Сам художник, который от меня узнал о закрытии проекта, (что говорит об отношении к творцу в музее), тоже развязал язык. Он удивился, что выставку вообще открыли. А чего же было не открыть, когда поначалу работы 30-летней давности никого не смущали. Плюс щедрым спонсором проекта выступила директор Музея AZ Наталия Опалева. (Истории про то, что в галерее можно получить выставку за деньги или работы не будет.)
Выставку закрыл замминистра Сергей Обрывалин, который, не поверите, шел на нее без задней мысли, как мне рассказали уже трое приближенных к нему людей. Экскурсию вела ему не Трегулова − то ли была в отпуске, то ли не ее уровень, все-таки не президент, министр или патриарх − а куратор проекта Ирина Горлова. Не знаю, что она говорила, но он вроде как вернулся в ведомство с мнением, что это: а) политический жест; б) от американского автора; в) он против Росиии, не СССР; г) работы новые. Но Обрывалин — не тот человек, которого заподозришь в глухоте, слабоумии или неприязни к США. Он учился в Гарварде, если что.
В закрытии выставки ничего нормального нет, и его ничего не оправдает. Ну а то, что этого можно было избежать − как и лавины закрытий, которая пронеслась вслед, − я уверена. Другое дело, что для этого иногда приходится чем-то жертвовать, в том числе отпуском. Или нет и уходить в вечный. У всех всегда есть выбор.
В своем прощальном слове коллегам из Третьяковки Зельфира Трегулова поблагодарила их и сказала, что «главная задача для музея − сохранить свой уникальный коллектив, поскольку директора приходят и уходят, а музей и коллектив остаются. И в сильной степени именно от него зависит, каким будет развитие музея».
Многие работники галереи солидарны с ней. Благодарят ее в ответ. Мнения других, которые получаю в эти дни, сводятся к следующему: «По большому счету нам все равно, кто директор. При любом мы знали и знаем свое дело и пахали, пашем и будем пахать. На ключевых процессах появление нового человека особо не отразится… Но мы перекрестились, что на галерею не поставили Манилову (замминистра Алла Юрьевна, которую пересаживают на Русский музей). Представляя Проничеву, она показала себя во всей красе: требовала нести на руках свою шубу, фотографа, сцену…».
Что до Зельфиры Исмаиловны, то близкий к ней человек успокоил, сказав, что она уже пришла в себя. Тем более, что о непродлении контракта ей было известно заранее. Приходила же в себя она, видимо, от того, кáк это было сделано. Все-таки уходы из музеев она уже переживала − Ирина Антонова убирала ее из Пушкинского, а Елена Гагарина из Музеев Кремля (говорят, причины были и личные, и профессиональные материального характера, но доподлинно ничего не известно), − а публичную порку нет…». Отсюда и отсюда.