Сомнительный Рубенс

В конце декабря 2022 года итальянская полиция конфисковала полотно, приписываемое Питеру Паулю Рубенсу, с выставки «Рубенс в Генуе», обвинив двух владельцев экспоната в отмывании денег и контрабанде произведения искусства. В настоящее время картина «Воскресший Христос является своей матери» (около 1612–1616 гг.) возвращена на выставку во Дворце Дожей, однако расследование продолжается. Выставленная вместе с восемнадцатью другими шедеврами великого фламандца, композиция с Христом была застрахована на 4 миллиона евро.

По данным полицейского агентства по защите культурного наследия в Генуе, нынешние владельцы картины приобрели ее у знатной семьи Камбьязо в 2012 году за 300 000 евро. Два года спустя покупатели вместе с бухгалтером и его сыном вывезли произведение в Прагу, заявив, что оно было создано неизвестным фламандским художником и стоит всего 25 000 евро.

Считается, что они получили экспортный сертификат от сообщника, который работал в управляющем экспортном офисе в Пизе. Как сообщила итальянская газета «Corriere della Sera», этот офис был опечатан в 2019 году из-за «нарушений при выдаче других сертификатов».

Картина "Воскресший Христос является своей матери" (до и после реставрации). Приписывается П. Рубенсу

Затем четверо подозреваемых учредили компании за рубежом для фиктивной продажи картины Рубенса, чтобы повысить ее ценность. В 2015 году реставраторы удалили с поверхности холста часть верхнего живописного слоя, обнаружив между фигурами Христа и Богородицы фигуру еще одной женщины, вероятно, оставшуюся от более ранней версии композиции. «Эта фигура станет предметом дальнейшего расследования», − пояснили в полиции. Также поднят вопрос, действительно ли Рубенс и художники его мастерской являются авторами данного полотна.

Искусствовед Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi), который в настоящее время занимает должность заместителя министра культуры Италии, в публикации для газеты «La Repubblica» заявил: «Ни один генуэзский источник и ни один документ не подтверждают упоминания имени Рубенса касательно картины, выставленной в Генуе». Он также сомневается в качестве работы, считая странным тот факт, что в истории искусства триста лет не было упоминаний об этом «невероятном шедевре Рубенса». В ответ на это обвинение сокуратор выставки в Генуе Анна Орландо (Anna Orlando) заявила, что «работа не обсуждается». Она также отметила, что другой организатор выставки Нильс Бюттнер (Nils Büttner), является «самым авторитетным специалистом по Рубенсу в мире» и подтверждает его авторство. Понятно, что история эта крайне мутная и без всестороннего расследования не обойтись. Будем ждать результатов экспертизы.

 Фото: © Carabinieri Tutela Patrimonio Culturale (2022).
This entry was posted in Плагиат and tagged , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.