Сергей Подстаницкий о российском арт-рынке

Выдержки из интервью с российским коллекционером и искусствоведом Сергеем Александровичем Подстаницким, в котором он рассуждает о сегодняшней ситуации на отечественном арт-рынке.

«Я могу говорить только про ту часть арт-рынка, которая связана со старыми вещами, потому что с современными я практически не сталкиваюсь. Рынок, по большому счету делится только на то, что продается и то, что не продается.

У нас, поскольку рынок очень скукоженный, очень мало вещей. Опять же, если мы говорим про рынок старых вещей. Некоторые дилеры, которые занимаются современным искусством, переключаются на покупку и продажу старины, если это выгодно.

Коллекционер и искусствовед Сергей Подстаницкий, фото: sammlung.ru

Музеи, музейные институции для рекламы продаваемого товара очень важны. Пример. Если у тебя просто картина Вермеера − этого мало. А если она повисела несколько лет в Метрополитен-музее, то ты на «Sotheby’s» ее продаешь за безумные деньги. При том, что раньше этого Вермеера никто не признавал, и все эксперты были против. И вот именно демонстрация в музее Метрополитен и переломила мнение многих специалистов, переломила мнение «Sotheby’s», ее поставили и продали.

У нас мало людей заморачиваются с юридическим оформлением сделок, с оформлением перехода права собственности от одного к другому. Поэтому иногда начинаются судебные тяжбы.

Есть масса поводов для юридических спекуляций. Был случай, когда ГИМ устроил выставку ювелирных изделий Людмилы Зыкиной, на тот момент уже покойной. Соответственно, им нужна была яркая выставка для пиара, потому что, по большому счету, у этих драгоценностей и художественная ценность хромала, а уж историческая тем более. Выставку сделали, выставили… и тут приходят представители другой ветки наследников Зыкиной и говорят: «А почему у вас это выставляется? Это вещи наши. Та половина семьи не имеет к ним никакого отношения. Мы на вас в суд подадим». И тут начинается вся эта тяжба. С трудом удалось этот момент замять, чтобы музей не участвовал в этом скандале.

Но когда через неделю музей начал готовиться к выставке Рокотова, то тут музейный юрист, у которого уже в голове были только вот эти суды, говорит: я соглашусь на принятие тех вещей, при условии, что есть чек на покупку. На мой взгляд, это говорит о таком его легком непрофессионализме, потому что чек о покупке говорит только о наличии чека о покупке. Он не говорит о том, что после того, как она была куплена, она не была заложена или не украдена, причем вместе с чеком. На самом деле, если заморочиться, можно и чек подделать. Вряд ли юрист отправлял запрос в мелкий немецкий аукцион для подтверждения − была там приобретена эта вещь или нет.

Самое смешное то, что коллекционером, «оказавшимся за бортом», оказался известный коллекционер Александр Савинов, по причине отсутствия у него чека на вещь, приобретенную им в девяностые годы, когда в принципе никаких чеков не было. Отказали в участии Рокотову из собрания князей Голицыных. У них, реально, свой собственный семейный портрет их предка. Им отказали, потому что нет чека. Конечно же, за триста лет чек мог где-то затеряться, если вообще существовал.

По большому счету, вопросы относительно происхождения возникают не так часто. Но когда провенанс какой-то хороший в наличии, его все с удовольствием демонстрируют.

Сейчас, чуть ли не 70% вещей покупаются на аукционах. На внутренних, или на внешних − неважно. На внутренний рынок России, по большому счету, вот так активно, это пришло не так давно. Да были «Гелосы», «Альфа-Арты», но они занимали 1% от общего рынка. Сейчас история другая, сейчас в основном продажи и покупки внутри страны происходят через аукционы. Через «Bidspirit».

«Bidspirit» − это не просто агрегатор, а агрегатор, который объединяет разные аукционы и галереи. Зачастую сейчас целая куча галерей, которые выходят в сеть, поскольку галерейный бизнес сейчас на спаде, по галереям люди не ходят. Галерист собирает все, что у него есть, или какую-то часть имеющегося, и называет это аукционом. Яркий пример − аукцион Александра Хочинского, который работает, чтобы продать свой залежавшийся товар.

Не исключено, что люди по-прежнему будут ограничены в выездах и переездах, а развлекать себя как-то надо. А галерист − это всегда такой чудесный шоумен. Ты приходишь, он тебя чаем или вином напоил, картинки показал, что-то рассказал. Если рассматривает тебя как клиента, то ты получаешь очень приятный бонус. А покупая на аукционе, ты можешь купить дешевле, но ты ровно такой, как и миллион других покупателей. То есть, ты нашел на «Bidspirit» вещь, ты за нее поторговался, ты оказался победителем, тебе ее прислали по почте. Но ты не оказываешься вовлечен в некоторое коллекционерское сообщество, в дилерское сообщество. Ведь хочется поговорить про эту картину, хочется, чтобы пришли люди и сказали: «Ничего себе ты вещь купил»!

Покупательская культура низкая. В том числе у людей, которые интересуются новым и даже старым искусством. Такие покупки говорят о культурном уровне нации. Если говорить про условную Германию или Англию, то там ситуация иная. Покупателей предметов за миллионы как раз в нашей стране хватает. А вот покупателей на простой товар, который за 100 долларов − таких очень мало. Некоторые люди стесняются покупать искусство, потому что им внушили, что искусство − это всегда дорого. Это происходит именно из-за отсутствия «культуры рынка». Они считают, что искусство − удел миллионеров, или даже миллиардеров. Они стесняются спросить в галерее: «А неужели это продается?», а если и продается: «Сколько же это стоит?». Вот открылся «Bidspirit», люди посмотрели и поняли, что, оказывается, можно покупать красивые вещи за 1000 рублей, а иногда и за 500 рублей.

Одним из ярких примеров является группа «Шар и крест» − детище Максима Боксера. Он не преследовал создание банальной торговой площадки, он сделал некую игру, чтобы поддержать художников. Проценты даже никакие не брались, он брал работы. Была просто уникальная ситуация, когда цены были в принципе до 10 000 рублей. Причем, если повезет, и ты окажешься первым заявившим, то можешь купить достойные вещи. Это дало рынку серьезный стимул. Коллекционеры узнали про молодых художников, неизвестных до этого. После пандемии прошел целый ряд выставок, на которых коллекционеры хвастались покупками на «Шар и крест». Фото: © sammlung.ru.

This entry was posted in Бизнес, Коллекция and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.