Осенние мотивы Никиты Федосова

Советский художник Никита Петрович Федосов, фото: WikipediaИзвестный советский художник Никита Петрович Федосов (1939−1992) в своей живописи опирался на классические традиции русского реалистического пейзажа. «Его творчеству присущ саврасовский тихий, сокровенный разговор с природой и со зрителем, глубоко личная интонация, делающая его наблюдения и откровения неоспоримой художественной ценностью» − писал о нем искусствовед В.И. Лисненко.

Никита Федосов родился 12 января 1939 года в культурной московской семье. Его мама − Вера Григорьевна Брюсова (1917−2006) была известным в столице искусствоведом-реставратором. Дед по материнской линии − художник Григорий Степанович Светличный (1884−1950), сестра матери − Ольга Григорьевна Светличная (1915−1997) и ее муж − Юрий Петрович Кугач (1917—2013) были признанными мастерами советского искусства.

Страсть к рисованию проявилась у Никиты уже в раннем детстве. Вера Григорьевна старалась всеми силами развивать способности сына, а первыми наставниками юного художника стали его родственники − Ольга Светличная и Юрий Кугач. В 1949 году мальчик поступил в среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова, где на него обратила внимание преподаватель живописи Марина Андреевна Иванова. Ученики каждое лето выезжали на практику в старинные русские города, однако на Никиту наибольшее впечатление произвел русский Север, который он полюбил сразу и всем сердцем. В одиннадцать лет юный художник впервые увидел Кижи, в которых он впоследствии часто бывал и работал.

В 1956 году Никита Федосов стал студентом живописного факультета института имени В.И. Сурикова, где его учителем стал известный советский художник Дмитрий Константинович Мочальский (1908−1988). Между студентом и педагогом сразу сложились теплые и доверительные отношения. После окончания института Никита Федосов остался жить и работать в столице. Несмотря на успех его ранних полотен «На Двине» и «Отдел технического контроля», художник вскоре оставил жанровую картину и полностью сосредоточился на жанре пейзажа, считая, что именно в нем можно достичь максимальной полноты и красоты живописи.

Большинство своих пейзажей Никита Федосов начинал на пленэре, а затем долгое время дорабатывал в мастерской. В 1963 году он поступил в аспирантуру Академии художеств (зачислен в мастерскую Бориса Иогансона), а в 1964 году принят в члены Союза художников СССР. Шесть лет спустя художник купил дом в глухой деревушке Вели в Калининской области, неподалеку от Академической дачи художников. Все здесь располагало к спокойному творческому труду: близость родных, возможность широкого общения с коллегами, красота северной природы.

Сам Федосов признавался: «Для меня живопись − это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестает быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение».

Картины живописца регулярно появлялись на всесоюзных и республиканских выставках, неоднократно приобретались музеями, фондом Министерства культуры и Союзом художников. В конце семидесятых Никита Петрович готовил большую персональную выставку, но из-за трагического стечения обстоятельств многие работы были безвозвратно испорчены, и выставка не состоялась.

В 1985 году художник вместе с семьей перебрался в деревню Вёшки, где продолжал активно и напряженно работать. В мае 1992 он вместе с сыном Василием приехал в Вёшки, чтобы подготовить дом к летнему сезону. Сын вскоре вернулся в Москву на занятия, а Никита Федосов остался… Он ушел из жизни неожиданно, трагически и странно. Его нашли в деревне, в бане, повешенным. Это случилось 17 мая 1992 года.

Спустя много лет мать художника написала: «Кончина Никиты Федосова вызвала много вопросов. По видимости это было самоубийство. Но это самоубийством не было. Это было ясно всем, кто знал Никиту, кто общался с ним перед этой трагедией. Об этом говорит и все его искусство − светлое, ясное… 

Но что же произошло? Наверное, можно было бы что-то выяснить, если бы тогда, по живым следам, было кому заняться этим. Но в районном центре Спирове решили: «Пусть этим занимается Москва». Так им было удобнее. Мы же, близкие, были так подавлены, так потрясены случившимся горем, что не было никаких душевных сил заниматься этим уже, в сущности, бесполезным делом. Человека уже не вернешь…».

В 2019 году в Академии Сергея Андрияки состоялась ретроспективная выставка произведений Никиты Петровича Федосова, приуроченная к 80-летию со дня его рождения. К открытию экспозиции был издан альбом, в который вошли почти все известные в России и за рубежом работы мастера − всего более двухсот пятидесяти. Ниже представлены два десятка пейзажей художника разных лет, объединенных темой осенней природы. Все изображения взяты из открытых источников. Фотопортрет художника: © Wikipedia.

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.