В своей новой инсталляции, открытой на прошлой неделе в Катаре, датский художник исландского происхождения Олаувюр Элиассон (Olafur Eliasson) предложил зрителям проверить свою связь с землей. Композиция «Тени, путешествующие по морю дня» установлена на пустынном ландшафте территории Северных объектов культурного наследия ЮНЕСКО недалеко от Дохи, и представляет собой группу больших зеркал и колец из стали и стекловолокна. Зеркала, укрепленные на высоте нескольких метров над землей, позволяют посетителям видеть свои отражения и окружающий пейзаж, по которому они ходят. Дистанционно зеркала сгруппированы так, что отражают свои опорные конструкции, создавая множество интересных взаимосвязей. Этот эффект служит визуальной метафорой потребности человечества понять свои отношения с землей, когда оно сталкивается с климатическим кризисом или пытается найти новые пути для сосуществования с миром природы.
«Вы одновременно твердо стоите на песке и свисаете вниз головой с земли, которая далеко над вами. Вероятно, вы будете переключаться между видом от первого лица и дестабилизирующей точкой зрения на себя от третьего лица. Отражение становится виртуальной композицией, меняющейся при движении. То, что вы воспринимаете − запутанность ландшафта, растягивающиеся скульптурные элементы и посетителей − покажется сверхреальным, хотя и полностью заземленным» − говорит автор о своем проекте.
Краткая справка. Олаувюр Элиассон родился в 1967 году в Копенгагене, с 1989 по 1995 годы учился в Датской королевской академии изящных искусств. В 1995 году переехал в Берлин и основал «Studio Olafur Eliasson», в которую входит большая команда инженеров, архитекторов, исследователей, программистов, искусствоведов и технических специалистов.
С 1997 года его персональные выставки с инсталляциями, картинами, скульптурами, фотографиями и фильмами проходят в крупнейших музеях мира. Он представлял Данию на 50-й Венецианской биеннале в 2003 году, тогда же его инсталляцию «Погода», выставленную в турбинном зале Тейт Модерн в Лондоне увидели более двух миллионов человек. В 2014 году проект «Контакт» стал открытием выставки «Fondation Louis Vuitton» в Париже. Его «Машины реальности» в стокгольмском «Moderna Museet» в 2015 году стали самой посещаемой выставкой ныне живущего художника. В 2016 году Элиассон создал серию работ для дворца и садов Версаля. В марте 2018 года инсталляция «Проектор реальности» демонстрировалась в Фонде Марчиано в Лос-Анджелесе, в этом же месяце открылась персональная выставка «Невыразимая открытость вещей» в Художественном музее «Red Brick» в Пекине. В 2019 году широкомасштабная ретроспективная выставка Олаувюра Элиассона прошла в галерее Тейт Модерн в Лондоне, а в следующем году − в музее Гуггенхайма в Бильбао. Для экспозиции «Жизнь» в 2021 году художник арендовал стеклянный павильон «Fondation Beyeler» в Базеле, чтобы провести воду пруда в музейные галереи вместе с множеством водных растений, утками и пауками.
Также Элиассон создал ряд проектов в области общественного пространства, в частности спроектировал в 2007 году вместе с архитектором Кьетилом Торсеном павильон «Serpentine Gallery» для лондонского Кенсингтонского сада, а в 2008 установил «Водопады Нью-Йорка» вдоль набережной города по заказу «Public Art Fund». В 2020 году, по случаю председательства Германии в Совете Европейского Союза художник выступил с проектом «Earth Speakr», в рамках которого дети со всего мира могли высказаться, как сохранить жизнь на планете.
В 2019 году Олаувюр Элиассон был назначен послом доброй воли Программы развития ООН по возобновляемым источникам энергии и борьбе с изменением климата. В настоящее время художник живет и работает между Копенгагеном и Берлином. Сайт автора: www.olafureliasson.net.