Проблема «перевернутого» Мондриана

Искусствовед Ксения Коробейникова отреагировала в своем Телеграм-канале на медийную шумиху с произведением Мондриана, которое якобы уже много лет экспонируется вверх тормашками:

«Если работу Пита Мондриана «New York City I» действительно 75 лет выставляли вверх ногами, как заявила куратор Сюзанн Мейер-Бюзе, то интересно узнать аргументы этого предположения. То, что ей привиделось внизу небо и вроде как есть историческое фото из мастерской художника, которое никто не опубликовал, не прокатит.

Куратор Сюзанн Мейер-Бюзе с картиной Пита Мондриана. Фото Петра Вишголла для REUTERS

Даже если имеется фотодок, то не факт, что Мондриан не перевернул временно картину. Если красочный слой кристаллизовался, она может висеть хоть на боку. И это будет безопасно. Тем более что в этом эскизе художник наложил ленты на основу и для крепости прошил их нитками. Если даже в каком-то месте что-то теперь держится на соплях, проблемы нет. Понадобится самая элементарная реставрация.

Обычно, чтобы понять, где верх, а где низ, смотрят систему мазков по направлениям. Художник всегда кладет их сверху вниз. Конечно, есть уникумы, которые пишут, переворачивая холст. Но в случае Мондриана эта теория не работает. У него мазки миллиметровые, и живопись предельно гладкая.

Картина Пита Мондриана New York City I, фото Хеннинга Кайсера для Getty

«New York City I» − воспроизведение работы «New York City» из клейкой ленты. Она висит в Центре Помпиду и висит синими (для кого-то они небесные) полосками вниз. Будет интересно услышать мнение экспертов оттуда. А то кажется, куратор ничего не открыла и затеяла хайп для самораскрутки».

И далее. «Мой постоянный читатель, историк искусства из Европы, работающий в Центре Помпиду, ответил на пост про кейс с работой Мондриана:

«Оригинальное интервью куратора Сюзанн Мейер-Бюзе в «Süddeutsche Zeitung» перепечатали с купюрами. Там еще круче. Она ссылается на фотографию в ателье Мондриана, сделанную в 1944-ом, не зная, что он умер 1 февраля. А это период оформления его наследства. Тогда вообще кто угодно и как угодно мог поставить картину на мольберт.

Картина Пита Мондриана, фото Хеннинга Кайсера для Getty-02

Уже с 1945-го она экспонировалась в нью-йоркском МоМА, как сейчас. И у нас все эти годы висит так же. Куратор добавила, что теперь картина будет висеть вверх ногами, что это стало частью ее истории… Вот какие «специалисты» развелись. Подобные музейные иски надо еще в колыбели душить».

Источники: 1 и 2.  Фото: © Петр Вишголл / REUTERS, © Хеннинг Кайсер / Getty.

This entry was posted in Критика and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.