Мужчины рисуют в десять раз лучше, чем женщины? Этот бредовый тезис принадлежит немецкому художнику Георгу Базелицу (Georg Baselitz), который еще в 2015 году заявил в интервью «The Guardian», что «Женщины не очень хорошо рисуют. Это факт. Рынок не лжет».
Арт-рынок может и не обманывает нас намеренно, но он действительно создает впечатление, что художники-мужчины намного лучше, чем женщины. Самая дорогая картина из когда-либо проданных − «Спаситель мира» Леонардо да Винчи − ушла за 450 миллионов долларов, в то время как мировой рекорд для художницы Джорджии О’Кифф составляет всего 44,4 миллиона долларов, а это в десять раз меньше. Даже среди ныне живущих авторов рекорд принадлежит Джеффу Кунсу − 91 миллион долларов, а рекорд Дженни Сэвилл за ее картину «Подпорка» (на фото ниже) − всего 12,5 миллионов.
Хелен Горрилл (Helen Gorrill), автор книги «Женщины не умеют рисовать» («Women Can’t Paint»), изучила цены на 5000 картин, проданных по всему миру, и обнаружила, что на каждый фунт стерлингов, заработанный художником-мужчиной за свою работу, женщина получает всего десять пенсов. «Это самый шокирующий разрыв в гендерных ценностях, с которым я когда-либо сталкивалась в любой отрасли», − сказала она в документальном фильме BBC «Пересчитывая искусство» («Recalculating Art»). Конечно, это возмущает! По статистике представительницы прекрасного пола составляют 70% от общего числа студентов художественных училищ и вузов. Хелен Горрилл наткнулась на еще одну поразительную особенность. В то время как стоимость работы, подписанной художником, только возрастает, то, стоимость работы, подписанной женщиной, удивительным образом падает. «Это просто сногсшибательно», − говорит она.
Может быть, мужчины просто лучшие художники? Профессор экономики Оксфордского университета Рене Адамс (Renée Adams) решила проверить эту гипотезу. Она показала в аудитории десять картин, половину из которых написали мужчины, а другую половину − женщины, затем попросила участников теста определить пол художника. Количество правильных ответов составило 50% − не лучше, чем подбросить монетку! Это довольно яркое свидетельство того, что искусство мужчин ничем не отличается от «женского» искусства.
Затем Рене демонстрировала группе специально отобранных состоятельных мужчин, посещающих галереи, − классический профиль коллекционера произведений искусства, − картины, созданные при помощи искусственного интеллекта. Авторство этих работ компьютер случайным образом приписывал то мужчине, то женщине. Если участникам теста говорили, что картину создал мужчина, «коллекционеры» признавались, что она нравится больше, чем когда им говорили, что ее написала женщина.
Фрэнсис Моррис (Frances Morris), директор «Tate Modern», уверена: «Женщинам-художницам приходится очень плохо, потому что существует бессознательный сговор между рынком, историей искусства и институциями. Всем не хватает уверенности, все ищут подтверждения. Таким образом, произошла своего рода конфирмационная история, которую вы могли бы назвать каноном. И, конечно же, традиции и история были созданы патриархатом».
Достаточно взглянуть на «Историю искусства» Э. Х. Гомбриха, которая по-прежнему остается самой продаваемой в мире книгой, предназначенной для студентов-искусствоведов. На 688 страницах упоминается только одна женщина-художник. А еще достаточно взглянуть на музейные коллекции, чтобы увидеть, насколько они все непропорционально «мужские». Известно, что как только крупный музей покупает или выставляет художника, ценность работы последнего резко возрастает.
Отдельно надо отметить случаи, когда художниц исключали из галерей, как только они объявляли о своей беременности. Владельцы объясняли, что заказчики и коллекционеры не смогут серьезно относиться к их работе, а покупка их произведений будет слишком рискованной, потому что они не смогут на сто процентов быть преданными своей карьере.
Однако, мир постепенно начинает меняться. Музеи пытаются сбалансировать свои коллекции. Некоторые из них даже продают произведения искусства мужчин, чтобы купить больше произведений искусства женщин. Аукционные дома начинают продвигать женщин-художников, и Венецианская биеннале в этом году была очень ориентирована на женское искусство. Коллекционеры тоже это замечают. Несмотря на то, что цены на работы авторов-женщин начинаются с гораздо более низкой ставки, в настоящее время они растут на 29% быстрее, чем работы мужчин. Для дальновидных инвесторов, ориентированных на прибыль, это больше не проблема. Беллатрикс Хьюберт (Bellatrix Hubert) из галереи Дэвида Цвирнера в Нью-Йорке заявляет: «Если я смотрю на художников, которые нас сейчас больше всего интересуют, то лучшие произведения искусства создаются преимущественно женщинами. Или искусство, которое я считаю более интересным».
На фото: «Подпорка» художницы Дженни Сэвилл продана с аукционе за 12,5 миллионов долларов. Фото: © Tristan Fewings / Getty Images / Sotheby’s. Источник.