Выставка кимоно в Метрополитен-музее

Национальные костюмы и атрибуты моды, которых крупные музеи раньше старались избегать, в последнее время, похоже, начинают вызывать интерес кураторов. На выставке, недавно открывшейся в галереях нью-йоркского Метрополитен-музея, демонстрируется не просто национальная одежда, а настоящее искусство с многовековыми традициями. В экспозиции «Стиль кимоно: коллекция Джона К. Вебера» («Kimono Style: The John C. Weber Collection») представлено более шестидесяти изысканных образцов кимоно, начиная от эпохи Эдо (1615–1868 гг.) и до наших дней. В отличие от европейских костюмов, японской одежде в гораздо большей степени присущи повествования, символы и ритуалы. Как отметила Моника Бинчик (Monika Bincsik), заместитель куратора отдела японского декоративно-прикладного искусства: «Кимоно веками служило картиной, на которой описывались и записывались истории женщин. Разнообразие узоров и цветов, а также часто меняющиеся тенденции многое могут сказать о японской культуре и обществе». Оформления некоторых кимоно очень графичны и напоминают произведения «оп-арта», появившиеся много поколений спустя. Другие изображают японские мифы или зарисовки повседневной жизни, сигнализируют посторонним о статусе и престиже их владельца.

Техники ткачества, окрашивания и вышивки, которыми славится Япония, достигли своего пика художественной сложности в период Эдо. Члены правящего военного класса были основными потребителями роскошных кимоно, каждое из которых шилось на заказ. В то же время возникла динамичная городская культура, когда купеческий класс также использовал свое богатство для приобретения материальных благ. Кимоно, один из самых заметных видов искусства, предоставил возможность горожанам заявить о своей эстетической привлекательности. Изображения кимоно на японских гравюрах широко изучались западными кутюрье в конце XIX века. Впоследствии, сравнительно свободный, обволакивающий силуэт одежды и ее прямолинейный крой оказали самое глубокое и длительное влияние на западную моду.

В период Мэйдзи (1868–1912 гг.) в Японию пришла западная мода. В то же время модернизация и социальные изменения позволили еще большему количеству женщин получить доступ к шелковым кимоно. Примерно в двадцатых годах недорогие готовые кимоно («мейзен») стали очень популярными в стране. Они продавались в универмагах, в соответствии с маркетинговыми стратегиями европейских и американских модных домов. Институт костюма при Метрополитен-музее дополнил коллекцию Джона Вебера текстильными произведениями современных дизайнеров, вдохновленных стилем кимоно.

Также на выставке представлены вееры, свитки, нэцке, картины и гравюры на дереве, старинные книги и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспозиция будет работать до 20 февраля 2023 года в галереях «Met Fifth Avenue’s Arts of Japan», по адресу: 1000 Fifth Avenue, New York, NY 10028. Фото: © Metropolitan Museum of Art, © Paul Lachenauer, © Bruce Schwarz.

This entry was posted in Выставки, Подиум and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.