14 мая исполнилось семьдесят лет Роберту Земекису (Robert Lee Zemeckis) − одному из моих любимых современных режиссеров. Он снял картины: «Роман с камнем» (1984), «Кто подставил кролика Роджера» (1988), трилогию «Назад в будущее» (1985-1990), фильмы: «Форрест Гамп» (1994), «Контакт» (1997), «Изгой» (2000), «Экипаж» (2012) и другие.
«Я вырос в южной части Чикаго, в бедной рабочей семье. Искусства у нас не было вообще − ни музыки, ни книг, ни театра − лишь иногда, по вторникам, мы ходили в кино, потому что это был женский вечер, и мама могла пройти бесплатно. Телевизор я смотрел каждый день, и он был для меня основным источником вдохновения. Дети и телевизор? Да, я знаю об этой проблеме, но все равно считаю, что знания могут приходить из телевизора тоже. Для меня он был просто спасением.
В детстве я не задумывался о том, что у каждого фильма есть режиссер. Кино для меня состояло только из актеров. Как я начал снимать кино? Когда мне было пятнадцать, все вокруг с ума сходили от кровавой развязки в «Бонни и Клайде», так что я попросил отца сводить меня в кино − хотел посмотреть на это своими глазами. Когда герой Джина Хэкмена погиб, меня это потрясло невероятно. Я стал одержим кино. Помню, чуть позже я купил журнал «Филм Коммент» с Бонни и Клайдом на обложке, но не понял ничего из того, что там было написано. Тогда я просто решил снимать свое кино.
Очень давно, сразу после киношколы, мне удалось встретиться с Джорджем Лукасом, который уже был знаменитостью. «Как мне стать режиссером, Джордж? − спросил я. − Что мне сделать?» А он сказал: «Как-нибудь. Сделай что-нибудь». Сейчас мне кажется, что это лучший совет из всех, что я когда-либо получал. Как-нибудь ты обязательно сделаешь что-нибудь.
Маленький бюджет во все времена и во всех сферах делал тебя более изобретательным. Говорят, из моего «Назад в будущее» мог бы получиться неплохой мюзикл. Не хочу убедиться в этом при жизни.
Чаще всего меня спрашивают, когда я сниму четвертую часть «Назад в будущее». Никогда. Не может быть фильма из четырех частей. В тройке есть драма. Слыхали про трехактную структуру? Четыре − это четное число. Четыре − это скучно.
Хочется полагать, что впереди меня ждет что-то новое. Не хочу надписи на надгробии: «Он снимал хорошие фильмы». Роберт Земекис