Работа Энди Уорхола (1928−1987) возглавила список самых дорогих произведений современного искусства, проданных на открытых торгах. В понедельник нью-йоркский филиал аукционного дома «Christie’s» провел наиболее ожидаемые торги сезона: собрание цюрихских галеристов Томаса и Дорис Амманн (Thomas Ammann Fine Art AG) в сумме принесло 318 миллионов долларов. Сообщается, что все доходы будут направлены на благотворительные цели, связанные с медициной и детским образованием. Это крупнейшая по масштабу благотворительная распродажа со времен аукциона Рокфеллера в 2018 году.
Шедевр Уорхола «Shot Sage Blue Marilyn» («Простреленная шалфеевая Мэрилин»), был заявлен как самый многообещающий лот коллекции еще в марте. Менее чем через четыре минуты с начала торгов картина была продана за рекордные 195 миллионов долларов. Предыдущий рекорд художника (105,4 миллиона долларов) был установлен в 2013 году на Sotheby’s. Кроме того, «Шалфеевая Мэрилин» заняла вторую строчку в списке самых дорогих произведений искусства во всей аукционной истории вслед за «Спасителем мира», приписываемым кисти Леонардо да Винчи (450 миллионов долларов), и потеснив на третье место Пабло Пикассо с его «Алжирскими женщинами (версия О)» (179 миллионов долларов). Если рассматривать сделку в сегменте продаж послевоенного искусства, то «Мэрилин» стала самой дорогой в мире работой, проданной на аукционе. Предыдущий рекорд был у Жана-Мишеля Баския, чье безымянное полотно с изображением черепа ушло пять лет назад за 110,5 миллионов долларов. Покупателем «Шалфеевой Мэрилин» стал знаменитый американский галерист Ларри Гагосян. В некотором смысле эта покупка знаменует собой возвращение картины бывшему арт-дилеру, поскольку, Гагосян сам продал ее Амману в своей галерее на 23-улице Нью-Йорка в 1986 году.
«Shot Sage Blue Marilyn» − одна из серии работ, выполненных Энди Уорхолом в 1964 году на льняном холсте в технике шелкографии и акриловой живописи. Необычное название связано с инцидентом, когда художница Дороти Подбер пришла в студию Уорхола и прострелила из револьвера четыре сложенные друг с другом холста. Изначально, Подбер попросила у автора разрешения «щелкнуть» картины. Разумеется, художник не возражал, так как был уверен, что речь идет о фотографии. (В английском языке слово shot имеет значение как «щелкнуть затвором камеры», так и «выстрелить»). Но женщина, как оказалось, под словом «щелкнуть» имела в виду совсем другое. Достав оружие, она произвела четыре выстрела по портретам Мэрилин Монро, после чего клятвенно заверила художника, что вследствие ее акции «невзрачные» работы только поднимутся в цене. В общем-то, она оказалась права… Фото: © Christie’s Images Ltd.